Немаловажным становятся и последствия конфликтов. В силу особенностей самого конфликта, его силы и значимости для подростка, его психологических характеристик, конфликт переживается подростком по-разному.
Даже подросток с такой характеристикой «…Любит потрепаться на любые темы в любое время, распорядок дня отсутствует, неряшливый и беззаботный внешне, любит болтаться с друзьями, сидеть за компьютером в чате, увлекается тем, чем увлекается компания, то есть любимое занятие — ничегонеделанье…» может испытывать сильный стресс, таких подростков беспокоят любые конфликты, даже если они к ним не относятся напрямую.
Если подросток обнаружил, что он находится в открытом конфликте с другим человеком, то страдает он от этого больше, чем представитель любого другого типа личности. Первое желание подростка — уклониться от конфликта в надежде, что он разрешится сам по себе, поэтому ему свойственно оправдывать других «за недостатком улик» и извинять даже их неприличное поведение.
Если предмет конфликта или вовлеченные в него люди значимы для подростка, то он может прибегнуть к двум основным стилям поведения: приспособление (односторонняя уступка) и компромисс (взаимная уступка). При этом, уступка по сути своей направлена скорее всего на спасение хороших отношений между людьми, чем на разрешение проблемы.
Результатом конфликта может быть стресс, последствия которого могут обернуться для подростка очень критично, вплоть до депрессии и других серьезных расстройств.
Если все же конфликт вызвал стресс, если есть подозрение, что подросток пребывает в стрессовом состоянии, то рекомендуется придерживаться следующей стратегии:
— не нужно возлагать на подростка свои ожидания и не надо предъявлять ему много претензий;
— разделять чувства подростка — очень хороший момент, но не нужно перегибать палку, залезая глубоко в душу и наводя там порядок, постарайтесь подкорректировать его умение правильно оценивать проблему;
— нужно стать терпеливым и внимательным слушателем: если подросток способен рассказывать о своих проблемах, значит еще не все потеряно и он сможет с ними бороться;
— предотвращайте самонаказание, не позволяйте ребенку стать затворником и, по возможности, вытаскивайте его из дома, не поощряйте его склонность к самообвинению;
— будьте доступны и всегда готовы найти время для общения с подростком;
— подкрепляйте положительные качества подростка;
— стимулируйте занятия физическими упражнениями и поощряйте любое увлечение спортом;
— если подросток начинает избегать вас и других людей, обращайтесь за профессиональной психологической помощью.
Если помочь подростку справиться с собственными внутриличностными конфликтами и поддерживать дома здоровую, дружелюбную и принимающую атмосферу — это уже большая часть гарантии того, что он сможет справиться с более серьезными конфликтами, которые ожидают его в будущем.
Светлана Сушинских «НН-Мама.ру»