С трехмесячным малышом нужна осмотрительность. До трех месяцев, как правило, причины, которые вызывают нападения колик, раздражения, возбуждаемости, — исчезают (лишь в отдельных случаях они сохраняются к 4-5 месяцам). Вы начали замечать, что грудной ребенок, у которого болит живот, перестал просыпаться несвоевременно. Склонность к нападениям раздражения, которые чередуются со спокойными периодами, он уже не сопровождает воплем. Естественно, некоторые дети, которых постоянно носили на руках на протяжении трех месяцев, уже привыкли к этому, им хочется, чтобы приятное ощущение тепла и движения продолжалось дольше, они желают вашего общества. Но с вашей стороны было бы умно стать немного суровее. Конечно, не следует мгновенно превращаться в фурию. И все же, укладывая малыша в кровать, спокойно, но твердо предупредите его, что он должен спать, а у вас есть дела, и не подходите к нему, пусть даже поплачет несколько минут.
О родителях, которые не отходят от ребенка. Вы рискуете избаловать своего ребенка, если не можете отказать себе в удовлетворении постоянно общаться с ним, пока он не спит, играться в ладушки, носить на руках, колыхать на коленях, смешить. Если так же будут делать отец или бабушка, малыш постепенно разучится развлекать себя сам. Оставшись наедине с собой, он будет скучать, будет ощущать себя покинутым и начнет искать выход из положения в надрывном вопле. То, что началось как забава, превратится для вас на каторгу. Это не означает, что вы должны совсем отвечать отказом себе в радости заниматься с малышом. Речь идет лишь о соблюдении меры.
О слабохарактерных родителей. Матери, которая хватает малыша на руки, следует лишь немного зашевелиться, и через месяц или два она обязательно заметит, что ее ребенок чаще стал капризничать и тянуть ручки, чтобы его убаюкали. Не встречая противодействия, малыш поймет, что его горемычная утомленная мама целиком в его власти, и ужесточит свои требования, сделает их более настойчивыми. Прихоти не вызовут у матери других эмоций, кроме негодования. Негодование сменится чувством вины, и маме будет тяжело вырваться с созданного ею же порочного круга.