Психика ребенка, его духовный мир формируется именно через концентрацию внимания при выполнении определенной работы. Этот период называется периодом нормализации ребенка. Именно эта работа помогает ребенку стать самым собой, дает ему возможность быть активным. Но всегда следует понимать, что понятие работы для ребенка и взрослого абсолютно отличаются. Дети используют окружающую среду, чтобы усовершенствовать себя. А взрослые, работая, совершенствуют среду. Для ребенка важен процесс работы, а для взрослого — конечный результат.
Цивилизованный мир не весьма оказывает содействие развитию человека, поскольку он в значительной мере уже искусственный.
Поэтому взрослые должны сделать все возможное, чтобы, пусть искусственно, но создать ребенку среду, которая постоянно будет стимулировать его саморазвитие.
Каждый ребенок имеет абсолютно естественное желание быть независимым, и именно это чувство дает ему возможность дослушаться к своему внутреннему проводнику, который ведет ребенка путем саморазвития.
Когда ребенок начинает обращать внимание на отдельные предметы, ему нужен специальный дидактический материал. Чем больше он работает с ним, тем более узнает о его возможностях. Ему хочется посмотреть еще дальше. Интерес, который подталкивает ребенка к интеллектуальному развитию, укрепляет интерес, базирующийся на примитивных импульсах заинтересованности. Ребенок учит фиксировать внимание, соответственно становится самостоятельным, уравновешенным, контролирует свои действия.
Существует три степени развития воли ребенка:
Ребенок начинает повторять действие. Это случается тогда, когда внимание ребенка концентрируется, а потом поляризуется. Схема — высочайшая степень концентрации внимания. При этом ребенок с удовлетворением несколько раз повторяет одни и те самые упражнения. Для взрослого это неинтересно. Но ребенок ощущает, что становится независимым, так как овладевает своими движениями, контролирует свои действия сам.
Ребенок избирает самодисциплину как образ жизни (взять материал, поставить его на место). Это понятие, в отличие от традиционной школы, характеризуется огромной активностью, а не усидчивостью. На этом уровне творчески использует свои возможности, отвечает за свои поступки и умеет пользоваться свободой, знает ее лимиты.
Понятие послушания. Это абсолютно естественное желание ребенка слушаться. Речь идет о естественной сути человека, которая дает ему возможность сосуществовать с природой и обществом.