WEBcommunity

Учитель и психолог — разные профессии

Новые воспитательные технологии, предлагающие подходы, которые исключают принуждение, как метод воздействия на ребенка — это работа педагогов, их хлеб. Другой вопрос, что в любой профессии существуют профдеформации.

Новые воспитательные технологии, предлагающие подходы, которые исключают принуждение, как метод воздействия на ребенка — это работа педагогов, их хлеб. Другой вопрос, что в любой профессии существуют профдеформации. У шахтера трясутся руки из-за отбойного молотка, а педагог становится поучающим, контролирующим, консервативным. Педагогический подход к детям, как правило, более поверхностен, чем психологический, и это нормально.

Хорошо осуждать школьных учителей за недоработки — а примерьте их эмоциональную нагрузку! Она неподъемная, а разгрузку никто даже не планирует. Обсуждаются только детские учебные перегрузки — снова не заботимся о взрослых, даже на словах.

Никто не предупреждает девочек, поступающих в педагогический, о риске для психического здоровья, хотя он есть. Учитель может использовать рекомендации психолога, но его задача — проводить уроки, и этого уже достаточно за его зарплату. А ситуация, когда педагог жалуется родителям на ученика, кажется мне абсурдной — все равно, что мастер по компьютерам жалуется на работу монитора. Профессионал умеет сделать так, чтоб все работало.

Но есть нюансы непростого поведения сегодняшних детей, которые учителю решить не под силу — нет ни временнОго, ни профессионального ресурса. И глубокое разочарование может постичь тех родителей, которые ожидают от школы коррекции «трудного» поведения ребёнка.

Одна мудрая мама рассказывала, что после несправедливой двойки обязательно приходит в школу, даже если ее никто не вызывал, и озабочено, огорченно говорит учителю, что вчера весь вечер вынуждены были утешать рыдающую шестиклассницу. «Что вы посоветуете, как специалист, в такой ситуации? Как нам себя вести, я запишу и буду выполнять все ваши рекомендации».

Конечно, это скорее пример удачной психологической манипуляции, которая переформатирует отношения учитель-родитель — поднимает не только авторитет, но и ответственность учителя, а родитель выступает полномочным представителем своего ребенка в мире взрослых. Мы уже давно не шьем себе обувь, доверяем специалистам, а душа человеческая — неужели менее сложна?

Учитель в школе учит, причем, заметьте, главным образом корпоративной, коллективной работе, а на остальное тратится отдельное время и, может быть, отдельные деньги. Если возникают проблемы адаптации к школе, обращаются не к учителю, а к школьному или приглашенному психологу. Средние века школьной психологической службы постепенно проходят, и кое-где уже появляются неплохие специалисты.

Шевченко Алевтина