Для эффективного преодоления конфликтной ситуации учителю необходимо избрать поведение, учитывая собственный стиль и стиль других, втянутых в конфликт людей. Психолого-педагогическая наука выделяет пять стилей поведения в любой конфликтной ситуации.
1. Конкуренция или соперничество, стремление стать центром ситуации. При этой позиции взгляды, нужды других участников ситуации не воспринимаются как значащие. Каждый отстаивает свое мнение, поведение как единственно правильное, игнорируя соображения других. Это активное, почти агрессивное наступление, старание решить конфликт, игнорируя интересы других лиц, оказывается в действиях, удовлетворении своих интересов в ущерб другим участникам конфликта.
2. Избежание. Связано со старанием отодвинуть конфликтную ситуацию по возможности дальше, надеясь, что все решится само собой. Часто при этом пользуются тезисом, что «плохой мир лучше за хорошую ссору». Такая стратегия не всегда свидетельствует о намерении уклониться от решения проблемы. Она может быть и положительной реакцией на конфликтную ситуацию, когда решение ее целесообразнее отложить на позднее время. Тем не менее, увлечение стратегией избегания может привести к потере личностных позиций в коллективе.
3. Приспособление. Речь идет о взаимном приспособлении партнеров, при которой человек действует, не отстаивая своих интересов.
4. Сотрудничество. Главное для него — стремление вместе подойти к эффективному решению конфликта с учетом интересов, нужд обеих сторон, поиск взаимовыгодных условий и путей достижения согласия. Эта стратегия есть наиболее эффективной для отладки нормальных отношений, но требует больше времени, чем другие. Кроме того, обе стороны должны уметь объяснить свои желания, высказать свои нужды, выслушать друг друга, выработать альтернативные варианты действий.
5. Компромисс. Оказывается в старании не заострять ситуации в конфликте за счет взаимных уступок интересами. Он похож на сотрудничество, но его достижение происходит на поверхностном уровне отношений. Партнеры не учитывают глубинных нужд, интересов, а удовлетворяются внешней стороной поведения.
Педагог должен уметь успешно использовать каждый из стилей решения конфликта, учитывая конкретные обстоятельства: уметь уступать, идти на умный компромисс, устанавливать партнерские отношения и вместе с тем отстаивать собственную позицию, расширяя арсенал стилей, а бездействовать за единым стандартом.