Многолетний опыт воспитания отвечает утвердительно на этот вопрос. И хотя самовоспитание — процесс сложный, оказать помощь в его организации может не только педагог, но и вдумчивый, внимательный родитель. Но в каком возрасте следует обращаться к самовоспитанию, ведь для него необходим определённый уровень развития?
Этим временем является подростковый период — именно тогда наблюдается у детей становление целеустремлённости, проявление самостоятельности и чувства собственного достоинства. Чем самостоятельнее ребёнок, тем более творчески он активен, воздействуя не только на внешний мир, но и на мир внутренний.
Развитие под влиянием внешних сил и воспитания превращается постепенно в саморазвитие, основу которого составляют самовоспитание и самообразование. Осознание школьниками потребности в самовоспитании происходит, как правило, после пятого класса.
Подросток претендует на признание его взрослым, но в то же время ощущает свою ограниченность и пытается её скрыть, демонстрируя внешнюю независимость или развязность. Осознание этого противоречия подталкивает его к работе над собой. Подросток хочет не играть во взрослого, как это делает иногда младший школьник, а быть им, и хочет, чтобы это признавали другие.
Посредством самовоспитания он стремится устранить недостатки в собственном поведении, устранить имеющиеся слабости, сформировать качества, которые бы дали ему право считаться волевым, умелым и самостоятельным.
Под самовоспитанием понимается планомерная работа над собой, направленная на формирование положительных качеств, необходимых для активной деятельности и жизни в обществе, на преодоление отрицательных качеств, если они имеются. Есть древняя индийская притча с обращением к человеку: «Что ты смотришь на других, что они делают и чего не делают? Посмотри лучше на себя, что ты делаешь и чего не делаешь?». Как видите, дорогие читатели, уже в древности люди понимали, что надо выявлять свои слабости и бороться с ними.
Чаще всего подросток хочет воспитать в себе качества сильной воли: мужество, выдержку, смелость, настойчивость. Вы скажете: «Но чем же я могу ему помочь?». Очень даже можете, дорогие родители: эффективность самовоспитания зависит от организации, направления и оценки, и принимая в них активное участие, Вы самым непосредственным образом будете способствовать успешному воспитанию и освоению нового дела. Здесь наблюдается двоякая зависимость: воспитание создаёт условия для самовоспитания, а самовоспитание в свою очередь помогает успешному воспитанию.
Можно провести подготовительную работу:
1. Убедить подростка в необходимости самовоспитания, объяснить ему, что для преодоления жизненных трудностей нужны сильные воля и характер.
2. Доказать примерами, что воля и характер не даны от природы, что они формируются в процессе воспитания и самовоспитания, что неустанная работа над собой приносит поразительные результаты.
3. Определить задачи, пути и средства самовоспитания.
При организации самовоспитания Вы можете, дорогие родители, зная потенциальные возможности своего ребёнка, определить реальные цели и задачи, методы работы, стимулировать достижение цели, научить самоконтролю, приёмам самоубеждения и самовнушения, избавляющим от нерешительности, страха, неуверенности.
Примеры постановки задач могут быть самые различные:
1. ВЫПОЛНЯТЬ режим дня.
2. ВОСПИТАТЬ в себе сильную волю.
3. ЗАКАЛИТЬ тело.
4. ВОСПИТАТЬ в себе упорство.
5. ВЫПОЛНИТЬ первый разряд (стать мастером спорта).
6. ВОСПИТАТЬ в себе настойчивость.
7. ОКОНЧИТЬ хорошо школу.
Для выполнения каждой поставленной задачи составьте жизненный план с учётом внешних требований и собственных возможностей ребёнка, определите методы самовоспитания на большой и короткий отрезок времени. Установите поэтапную отчётность, самоконтроль и оценку для эффективности достижения цели.
Предложите в ответ подростку контролировать и оценивать Ваше самовоспитание для избавления от вредных привычек, например: в решении бросить курить или перестать браниться по любому поводу, или хотя бы делать утреннюю зарядку, и он с удовольствием включится в соревнование.
Не забывайте только, дорогие родители, что каждая оценка (и положительная, и отрицательная) должна способствовать дальнейшей работе над собой и сочетаться с указанием возможностей достижения новых положительных результатов, с помощью, обеспечивающей продвижение подростка, которое в свою очередь вселяет удовлетворение и уверенность в свои силы. Отмечайте достижение даже маленьких положительных результатов — оно имеет большое значение для интенсификации работы над собой.
Самовоспитание как систематическая планомерная работа над собой является важным средством дополнения воспитания. Цели самовоспитания с возрастом меняются: становятся более жизненно значимыми и могут быть в дальнейшем направлены на профессиональную ориентацию. Постарайтесь объяснить подростку, что самовоспитание, как фактор саморазвития, действует до глубокой старости.
Берегите себя и своих детей, помогайте им в самовоспитании, и всё у них получится.
Татьяна Морозова «ШколаЖизни.ру»