Как часто в своей речи мы употребляем фразеологизмы? Ответ на этот вопрос индивидуален для каждого. Кто-то вообще не знает что такое фразеологизмы, кто-то только с их помощью и общается, ну, а среднестатистические люди иногда используют в устной речи. Но понимая значение фразеологизма, мы не всегда знаем историю его происхождения. А она иногда бывает довольно интересной. Причём, как для взрослых, так и для детей. Предлагаю толкование, на мой взгляд, самых интересных или часто употребляемых фразеологических оборотов.
Хуже горькой редьки
Редька — овощ с сильным острым вкусом и запахом. Редька издавна была на Руси повседневным кушаньем, особенно часто редьку ели в пост. А посты на Руси длились больше 200 дней в году. За это время редька успевала надоесть всем. Хуже горькой редьки — это значит ужасно сильно надоесть, опротиветь.
Турусы на колёсах
«Турусы» — это осадные башни из брёвен, которые перекатывались на низких и толстых колёсах. Такие башни использовали татаро-монголы во время нашествия на Русь. С турусов, подкатываемых к самым городским стенам, пускали в осаждённых тучи стрел, метали камни. Рассказы о таких передвижных башнях передавались друг другу, обрастая невероятными подробностями, и воспринимались как выдумки. Потому и возникло это выражение. Турусы на колёсах — это неправдоподобные выдумки, болтовня, ложь и враньё.
След простыл
Это выражение связано с охотой, издавна популярной на Руси. Горячий, или свежий, след, на языке охотников, — это след, оставленный недавно и сохранивший запах животного. Если след простыл — утратил запах, охотничьей собаке будет сложно обнаружить зверя. След простыл — это значит сбежал, исчез, бесследно скрылся.
Звонить во все колокола
В старину во всех церквях висели колокола, которые оповещали людей своим звоном о радостях и бедствиях, о пожарах и нашествиях врага, о победах и праздниках. В особо торжественных случаях звонили во все колокола, находящиеся на колокольне. Звонить во все колокола — значит всем и всюду рассказывать о каком-либо событии.
Заткнуть за пояс
Пояс с древних времён у многих народов считался символом силы и здоровья. Пояс считался обязательной принадлежностью одежды и богато украшался. За пояс обычно затыкали, засовывали какую-нибудь вещь, которая в данный момент не была нужна. У славян существовал вид борьбы, когда соперники мерялись силой, захватывая друг друга за пояса. Перед началом борьбы соперники бросали друг другу вызов: «Я тебя за пояс заткну» — то есть, поступлю с тобой как с вещью. Сейчас выражение заткнуть за пояс — означает превзойти кого-нибудь в чём-либо.
А вы какие фразеологизмы знаете?
Что бы поддержать интересную тему, и начала для…
Большая шишка
Самого опытного и сильного бурлака, идущего в лямке первым, называли шишкой. Это перешло в выражение «большая шишка» для обозначения важного человека.
Георгий, спасибо за информацию. Признаюсь — я не знала откуда пошло это выражение.
Но, кажется, кроме вас больше никто никаких фразеологизмов не вспомнил.
Ну лиха беда — начало! :-)
Да, с образованием стало не ахти… Людей, почему-то, больше интересует «Дом-2» чем ответы на вопросы «Почему?». А я всегда был любопытным… Итак, продолжим! :-)
Тютелька в тютельку
Тютелька — это уменьшительное от диалектного тютя («удар, попадание») название точного попадания топором в одно и то же место при столярной работе. Сегодня для обозначения высокой точности употребляется выражение «тютелька в тютельку».
Продолжаем, так продолжаем!
«Семи пядей во лбу»
Вроде бы безобидное выражение. Так говорят про очень умного человека. Видимо, предполагается, что высота лба пропорциональна уму. Но, если поразмыслить, то лоб получает больше метра. Если пядь — это 17, 7 см (как гласят энциклопедии и прочие умные книги и сайты), то 7 пядей — это приблизительно 124 см. Ничего себе лобик!
Таким образом мы пришли к явному противоречию в первоначальном предположении. Однако, если предположить, что это не высота именно лба, а рост человека, который мерился по лбу, то можно сделать другое предположение, что так говорили про юнца, который уже дорос до того, чтобы начинать жить своим умом, в отличии от «дитя неразумного». Кстати, еще один фразеологизм! :-)
Да, эта версия мне нравится больше. Тем более, что ростом до семи пядей вырастают к 11-12 годам.
Хотя, по моему, современные дети и в 15 лет «остаются детьми неразумными».
Инфантилизм, на мой взгляд, это девиз нашей эпохи. :-) Думаю, что немалую часть в этом прилагает государство, которое заинтересованно в том, чтобы его члены поменьше думали и побольше покупали… :-) Однако вернемся к нашим баранам!
В средневековой французской комедии богатый суконщик подаёт в суд на пастуха, стянувшего у него овец. Во время заседания суконщик забывает о пастухе и осыпает упрёками его адвоката, который не уплатил ему за шесть локтей сукна. Судья прерывает речь словами: «Вернёмся к нашим баранам», ставшими крылатыми.
Про наше общество я с вами согласна. Мне вообще иногда кажется, что план Гитлера по уничтожению русских всё-таки работает.
Наталья, я Вас умоляю, только не мания величия! :-) Русские — обыкновенный народ над которым выполняют обыкновенные действия. Точно так-же и в других странах образование сходит на нет. Вспомните Задорнова, который в своих юморных зарисовках делал веселые «открытия» — «Они же тупые!». :-)
Сама природа человека такова, что он использует неведанно кем данный ему дар мыслить для того, чтобы превратить подобных себе в стада послушных животных, которыми легко управлять. Однако посмотреть, что тем самым он, в перспективе, и себе роет яму, у этого человека, с позволения сказать не совсем разумного, нет ни сил ни желания. Типа на мой век хватит, а что потом будет — пусть других волнует. Таким образом, каждый человек, облеченный в том или ином виде властью, вносят свою лепту в построении пути к человеку «Коллективному» управляемого из единого центра. :-)
Да, так по поводу фразеологизмов все-же… :-)
В Древней Греции существовала мелкая монета лепта. В евангельской притче бедная вдова жертвует на строительство храма две последние лепты. Из притчи произошло выражение «внести свою лепту».
Мании величия у меня нет. Наверное. :-)
Вношу свою лепту в наш список фразеологизмов.
Предки наши, ещё до того как стали православными, верили в бога молнии и грома Перуна. Считалось, что Перун особенно благосклонен к простым смертным в четверг. Разумеется, в засуху народ молил Перуна о дожде и грозе и ждал воды с неба в четверг. Но поскольку молитвы редко когда бывали услышаны появилось выражение «после дождичка в четверг», т.е не известно когда случится.
Когда сын римского императора Веспасиана упрекнул его в том, что он ввёл налог на общественные уборные, император показал ему поступившие от этого налога деньги и спросил, пахнут ли они. Получив отрицательный ответ, Веспасиан сказал: «А ведь они — от мочи». Отсюда произошло выражение деньги не пахнут. :-)
Хоть прд пруди-много!
Инна, тогда каким-нибудь поделитесь.
А она уже и поделилась — «Хоть пруд пруди». Правда расшифровка отличается лаконичностью — «много». :-)
С моей точки зрения (если расширить краткий и правильный синоним «много») этот фразеологизм своей тавтологией как раз и демонстрирует слово «много». Т.к. для того, чтобы сделать пруд нужно было перегородить реку или ручей. Соответственно «прудить» пруд это как возводить в квадрат. :-)
Да, Георгий, я не внимательно прочитала комментарий Инны.:) Хотя я не против, если Инна или Вы поделитесь ещё какими-нибудь фразеологизмами.
Ну если только для Вас, Наталья… :-)
Дело пахнет керосином.
В фельетоне «Чужие и свои» М.Кольцова рассказывалось о крупной афере, раскрытой при передаче концессии на эксплуатацию нефти в Калифорнии. В афере были замешаны самые высокопоставленные чиновники США. Я слышал, что это было первое упоминание выражения «дело пахнет керосином».
Это из области «пахнет жареным» или «дело с душком»?
Возможно и так. Но в контексте того фельетона я бы отнес это выражение к «на воре шапка горит». В фельетоне выдавало причастность к афере запах и пятна….
Пыль в глаза
Медведь на ухо наступил!