«Вся эта безобразная лачуга Бердичев человеку, что приехал со столицы, действительно выдается грудой хлама, но начните разбирать это на части, и вы увидите, что заплеванные, облитые помоями ступени, которые ведут к перехлябленным дверям этой лачуги, составлены из прекрасных мраморных плит, на которых когда-то стоял Иисус из Назарета…»
В 180 километрах на юго-запад от Киева и 40 километрах на юг от Житомира, на берегу речки Гнилопять притоке Тетерева, стоит город Бердичев. Одни исследователи говорят, что его название происходит от славянского слова «бердо» — обрыв. Другие — от слова «берда» — так называли боевой топор у славян. Поэтому на гербе современного Бердичева изображен боевой топор — бердыш и жезл бога торговли Меркурия, который символизирует прошлое города как одного из основных центров торговли.
Также существует версия, что происхождение названия Бердичева идет от тюркского племени берендеев (берендичей), которые во времена Киевской Руси перешли к полукочевому образу жизни, и в летописях уже упоминаются их поселение.
В XVIII-XIX столетии Бердичев по численности населения был третьим городом в Украине после Киева и Одессы, одним из наибольших городов в Российской империи по количеству еврейского населения. Недаром его называли «Иерусалимом Волыни». В конце XVIII столетия Бердичев стал одним из центров хасидизма в Украине.
В этот город попадаешь как-то неожиданно и незаметно. Вот только что было одно из многочисленных сел на трассе и вдруг уже едешь по улице Бердичева. Неформальной границей собственно города является железнодорожный переезд. Вскоре за ним, с левой стороны вдоль дороги, начинает тянуться забор старого еврейского кладбища. Запущенное, заросшее бурьяном в человеческий рост, тем не менее, хранит одну из святынь еврейского народа.
Буквально через пять минут въезжаешь на центральную улицу города, начинающуюся от монастыря Босых Кармелитов и выходящую на привокзальную площадь. Сразу возникает ощущение, что время повернуло вспять. Кажется, что зазвенит колокольчик и бодро подкатит конка, ходившая здесь от вокзала и до Соборной площади.
Бывшая Кармелитанская, а ныне Соборная практически не изменилась. Двух–трех этажные дома принадлежат к разным архитектурным стилям: модернизму, конструктивизму, неокласицизму. Образцом последнего является дом, когда-то принадлежавший городской думе. Буквально каждое из строений имеет свое лицо и свои секреты. Будучи торговым городом Бердичев и жизнь свою строил с учетом прагматических интересов.
Практически под каждым домом находился огромный, в два-три этажа, подвал для хранения всяческого товара. Подземные сооружения соединялись между собой. Это не были туннели в общепринятом понимании. Скорее лабиринты, своей запутанностью способные поспорить с наиболее известными мировыми сооружениями подобного рода. Каждый бердичевский пацаненок считает своей честью побывать в них. Но ни один человек в городе не скажет, что знает эти ходы. Старый город надежно хранит свои тайны.
В глубине двора, покрытого узорчатой плиткой, в тени деревьев возвышается Свято-Николаевский собор. Интересна архитектура дома медицинского, а когда-то коммерческого училища. Помолодел отремонтированный старый железнодорожный вокзал. И можно пройтись по восстановленному бульвару на бывшей Белопольской улице.
А на месте нынешнего строения городского совета когда-то находился величественный дворец Радзивиллов, построенный в стиле позднего классицизма. Кстати на деньги Варвары Радзивилл в 1759-1781 годах был сооружен костел Святой Варвары, который действует и в наше время. 14 марта 1850 года в нем венчался с графиней Эвелиной Ганской великий французский писатель Оноре де Бальзак. О чем и свидетельствует памятная доска при входе. Интересный факт, в строительство костела внес свою долю и богатый купец Рубинштейн — дед будущих российских композиторов, пианистов, дирижеров Антона и Николая Рубинштейнов.
Но, несомненно, основной достопримечательностью является монастырь Босых Кармелитов. Неприступной цитаделью возвышается он на высоком обрывистом берегу реки Гнилопять. Когда-то это были владения династии Тышкевичей. Однако, согласно давней легенде, когда в 1627 году попал воевода Януш Тышкевич в плен к крымским татарам, то имел видение: неизвестные монахи обратились к Божьей Матери, прося о его спасении. И действительно произошло чудо, вернулся шляхтич на родную землю. Встретив этих же монахов наяву, он в 1630 году дарит замок католическому ордену Босых Кармелитов.
Ансамбль монастырских зданий окружен оборонительными стенами с бойницами, краеугольными башнями и новоитальянскими укреплениями, построенными под руководством архитектора Яна де Витте в середине XVIII века. Главный вход в крепость осуществляется через проезд в двухэтажной надвратной башне, накрытой куполовидной крышей с гербом ордена на верхушке. Завершает фасад башни каменная статуя Св. Михаила Архангела.
По обе стороны фасада костела поднимаются трехъярусные часовые башни с фонарями, украшенными в просветах отверстий золоченными гирляндами. Одна из башен служила для сторожевой охраны крепости, а вторая была предназначена для колокольни. В цокольной части главного фасада, под входным крыльцом, расположен вход к нижнему костелу.
В нижнем костеле размещена святыня Бердичева, известная всему миру, икона Пресвятой Девы Марии, которая с незапамятных времен была собственностью семьи Тышкевичей. 23 мая 1647 года киевский епископ Станислав Заремба, будучи счастливо исцелен, объявляет икону Бердичесвкой Богородицы чудотворной. 16 июля 1756 года она была коронована с благословения Папы Римского Бенедикта XIV.
Вторичная коронация была осуществлена практически через сто лет по настоянию Святого отца Пия IX. Однако в 1941 году реликвия была утрачена во время пожара. И в 1991 году была написана новая икона, которая в 1998 году была освящена и коронована Папой Римским Иоанном Павлом II во время своего визита в Украину.
Станислав Власенко ХайВей