Значение поучений в воспитании детей

ВоспитаниеПоучения занимают в народном воспитании одно из главных мест. Они есть своеобразной «гимнастикой поведения» детей и реализуется в основном через применение целого комплекса разнообразных приемов: требования, тренировка, напоминание, контроль и самоконтроль. Требование помогает воспитаннику постичь суть и насущность потребности в тех или других обычаях и манерах поведения.

В народной педагогике они выражаются по-разному: в интересном рассказе о каком-либо поучительном факте из жизни людей, мудрому совету кого-то из старших, афоризме («Не будь на людях примечательный, а будь дома радушный»), заповеди («Не воруй», «Уважай старших», «Уважай отца и мать»). Требования в форме приказа или угроз в практике народного воспитания случаются очень редко. К ним обращаются лишь, в крайнем случае, чаще всего тогда, когда воспитанник обнаруживает дерзкое упрямство и ослушание. Да и то после испытания всех других возможных в данной ситуации методов и приемов, в частности применения положительного примера.

Прием упражнения на основе показа отмечается высокой действенностью потому, что выражается в демонстрировании живого, наглядного образца и пробуждает эмоциональные переживания («Если он может, то почему я не могу?»). Именно на это рассчитывают воспитатели, когда говорят, например, ученику: «Взгляни, как он выполняет быстро, с интересом и правильно домашнюю задачу, почему же ты не можешь?».

Чтобы то или другое действие, например, привычка, готовить домашнее задание, закрепилась и стала привычкой, не обходилась без напоминания, которое помогает одолевать забывчивость. Правда, постоянные напоминания, и еще в категоричной форме, могут надоесть и не дать желательного результата. А потому их делают деликатно и нередко в шутливой форме.

Народная педагогика отстаивает доверчивое отношение к человеку. Но доверчивость не исключает контроля взрослых за поведением ребенка. («Доверяй, но и проверяй!»). Контроль может быть разным. Педантически-придирчивый контроль пользы не дает. Доброжелательный и мудрый контроль воспринимается с признательностью, так как он помогает обнаруживать и одолевать трудности, будит радостные переживания успеха, побуждает к самоусовершенствованию и самоконтролю («Наилучший контроль — собственная совесть»).

Широко применяются в народе такие действующие методы воспитания, как выполнение разных доверенностей и обязанностей, детские игры и забавы. К выполнению разных доверенностей детьми практика народного воспитания удается часто. Обязанности детей вытекают из нужд семьи.



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.