Прожить жизнь надо содержательно, достойно. В связи с этим в народной педагогике большое внимание отводится фактору времени в жизни человека. О рациональном использовании времени на основе соблюдения тех или других режимных моментов речь идет во многих пословицах и поговорках, например: «Кто рано встает, тому бог дает», «Легче поздно лечь спать, чем рано вставать», «Со сном, как с волом, борись, а рано вставать не ленись», «Сегодняшней работы на завтра не откладывай», «Сделал дело — гуляй смело».
Глубоко задуматься над беспрерывным течением времени побуждают также народные загадки. И это не случайно: режим, умный и четкий распорядок жизни и деятельности ребенка народная педагогика рассматривает как один из действующих методов воспитания, важный фактор формирования привычек. В практике народного воспитания режим формируется на основе устройства жизни семьи в селе или в городе, с учетом возраста и пола ребенка, года и даже особенностей дня — будни, воскресенье или праздник.
Поручения дома дети получают чаще всего от родителей. Ежедневное выполнение поручений и обязанностей с детства дисциплинирует ребенка, формирует чувство ответственности, учит рационально использовать время, будит инициативу, закаливает характер и вырабатывает волевые качества, учит одолевать трудности и доводит начатое дело до конца («Конец дело хвалит»). Успешное выполнение доверенности вызывает у ребенка радость успеха. Особенно, если выполнение проверил и оценил кто-то из авторитетных людей — отец или мать, дедушка или бабушка. Поручения определяют соответственно возрасту и полу ребенка с постепенным их осложнением. Круг этих доверенностей и обязанностей довольно широко. Например, дети в семьях, как в городе, так и в деревне выполняют разную домашнюю работу, забавляют грудных детей, помогают родителям в работе.
Чем дети старшие, тем доверенности более сложные. Не всегда доверенность и обязанности желательные и привлекательные для ребенка. И они всегда и не могут быть такими. Чтобы подготовиться к жизни, следует научиться быть волевым и дисциплинированным, иметь чувства обязанности и ответственности. А для этого надо приучить себя выполнять не только то, что хочется, а и то, что очень нужно, пусть даже неприятное, трудное. Правда, в условиях эксплуататорского порядка на плечи детей часто ложились и непосильные доверенности и обязанности.