Это и не удивительно, ведь спортивная практика постоянно свидетельствует о большой роли психологических факторов, которые постоянно растут, в успешности занятий спортом и выступлениях спортсменов на важных соревнованиях, о возможности использования внутренних психологических резервов для повышения спортивного мастерства и достижения победы в соревнованиях.
Существует мысль, что одной из ведущих составляющих психологического сопровождения подготовки сборных команд страны есть именно психологическая подготовка спортсмена и тесно с ней связанная система психологических и психофизиологических обследований. Однако следует помнить, что психологическая подготовка не является чем-то отделенным, замкнутым, она органическая часть всей системы подготовки спортсменов, потому должна рассматриваться в сочетании с физической, технической, тактической и другими видами подготовки.
Такой подход позволяет контролировать ход развития психофизиологических функций и качеств конкретного спортсмена на отдельных этапах тренировочного процесса, который предоставляет тренеру необходимые данные для характеристики психофизиологического состояния ученика перед соревнованиями и во время их проведения с целью регулирования факторов, которые неблагоприятно или, наоборот, благоприятно влияют на спортсмена в этот период.
Но для грамотного использования и интерпретации полученной информации тренер обязательно должен иметь достаточную теоретическую и практическую подготовку по вопросам психологической и психофизиологической диагностики. Только тогда результаты психологических обследований будут способствовать более весомым достижением на спортивных аренах.
Для достижения высокого результата большое значение имеет умение тренера руководить спортсменом, как во время многодневного турнира, так и в течение одного состязательного упражнения. От того, как тренер разработал стратегический и тактический планы, насколько рационально смог использовать имеющиеся резервы и оперативно среагировать на сложную состязательную обстановку, во многом зависит успех спортсменов в соревнованиях.
К началу соревнований необходимо сложить план выступления, который должен учитывать уровень подготовленности спортсмена, условия будущих соревнований, возможности соперников, иметь конечные цели и мотивы выступления. Стоит программировать будущее соревнование и деятельность спортсмена в нем. Отсутствие тщательным образом разработанного плана негативно отражается на готовности спортсмена к соревнованию.