Почему окружающие должны страдать через твою неисправимость? Но и «глотание злости” плохо действует на здоровье. Отсюда значит, что самообладание должно быть не внешним, а внутренним. Надо постепенно отвыкать от внутренних взрывов; усвоить, что не следует волноваться через то, что ты не можешь изменить. В неприятной ситуации лучше всего не волноваться, а приступить к преодолению препятствий, исправлению недостатков.
Вообразите себе, что кто-то из вашего окружения — или дома, или в школе, среди знакомых — сделал такое, от чего у вас «закипела » кровь. Понятно, что это действует на вас отрицательно не только морально (портит расположение духа), а и физически (на здоровье). Из этого состояния можно «выйти” по-разному.
Психологи предлагают такие приемы:
- Несдержанность внешнего проявления чувств, негодование, вопль. У некоторых темпераментных народов это считается целиком обычным, но наши правила требуют другого . Этот способ приемлемый лишь в большом горе — проплакать, кричать («итальянский способ”).
- Реагировать, но обычным в обществе способом.
- Научиться третьему способу наиболее тяжело — вообще не разрешать вспыхивать злости. Это уже настоящее самообладание, не только внешнее, а и внутреннее.
Работу по коррекции эмоций, особенно отрицательных, человек начинает из открытых бесед. Предлагаем один из вариантов подобной беседы. Не следует подвергаться таким отрицательным чувствам, как зависть, мстительность, ненависть, поскольку эти эмоции переживания поражают, прежде всего, нас самих. Завистью, ненавистью, стремлением отомстить мы «съедаем самых себя” вызываем болезни. Например, зависть отнюдь не оказывает содействие нашему покою и совсем не помогает нам приблизиться к тому, чему мы завидуем.
Отношение к себе можно сформировать, используя такие вопросы и задачи для самопознания: как быстро выполняешь разные дела, доверенности; какое отношение к полученным результатам (положительное, безразличное, отрицательное); всегда ли знаешь заведомо, какой результат получишь от определенного понятия (спортивного, учебного, трудового); умеешь ли планировать свои действия, поступки, результаты обучения, работы ; развиты ли у тебя такие психические качества, как память, мышление, внимание; чего не хватает тебе в достижении учебных, спортивных, трудовых результатов; ленивый ли ты, пробовал ты «вести борьбу” с разными отрицательными проявлениями в своем характере? Дай оценку себе как личности («отлично”, «хорошо”, «удовлетворительно”, «неудовлетворительно”).