По вопросу воспитания детей, в частности формирования у них критического, выборочного отношения к средствам медиа, родители, обычно, удаются к методам поощрения и наказания, которые предопределяют реакции учеников, противоположные ожиданием взрослых. Однако наказание — это всегда принуждение, которое еще больше усиливает плохое поведение. Например, если ругать ребенка и не позволять ему смотреть телевизор или играть в компьютерные игры, он будет выявлять агрессивные реакции и еще больше тянуться к этим развлечениям.
Наказание может быть эффективным, если касается поведения, которое не стало привычным для школьника и не является запугиванием ребенка. Важно, чтобы он осознавал вину и не был озлобленным на родителей. В целом наказание следует сочетать с поощрением позитивных поступков у учеников. В ситуациях, когда ребенок не соглашается с требованиями родителей и выявляет агрессию, стоит игнорировать такое поведение и подкреплять неагрессивным.
Именно позитивные утверждения вместо постоянного замечания всех неправильных действий ребенка, поддержка даже незначительных его успехов в направлении совершенствования своего поведения становятся целесообразным поощрением морального поведения.
Участие и увлечение ребенка деятельностью обогащает его интересы и предопределяет критическое отношение к медиа-средствам, ослабляет его влечение к содержанию медиа-информации, которая не развивает познавательные способности и не учит социально ценному поведению. А потому деятельность должна охватывать все сферы жизни учеников и родителей (труд, познание, спорт, художественно-естетическое творчество, досуг) и удовлетворять разнообразные их потребности.
Воспитательное значение деятельности зависит от процесса ее организации. В связи с этим родителям следует придерживаться определенных условий:
- вызывать у учеников интерес целесообразности;
- обеспечивать школьникам и поддерживать их инициативу, активную позицию в процессе деятельности;
- не карать ребенка, усложняя деятельность;
- вместе с учениками определять цель деятельности, создавать позитивные ожидания относительно его результатов и процесса организации, помогать детям достичь успехов в процессе деятельности.
Родителям трудно влиять на поведение своих детей, если они не приучают их к определенному порядку и дисциплине. С этой целью целесообразно привлекать учеников к определению правил поведения всех представителей семьи. Эти правила в первую очередь охватывают и уточняют конкретные действия учеников относительно разных сфер жизни в семье. Они должны определять обязанности детей, особенности соблюдения режима жизни, отношения и участия в разных видах деятельности значимой для благополучия семьи.