WEBcommunity

Как мне быть, боюсь, сама не справлюсь с этим горем

10 дней назад скоропостижно умер мой муж. Ему было 39 лет. Я просто не знаю, как жить, у меня опускаются руки, всё стало безразлично. Меня все пытаются куда-нибудь вытащить, я отказываюсь. Меня гнетет чувство вины, что у меня был шанс его спасти, а я растерялась.

Здравствуйте!

10 дней назад скоропостижно умер мой муж. Ему было 39 лет. Я просто не знаю, как жить, у меня опускаются руки, всё стало безразлично. Меня все пытаются куда-нибудь вытащить, я отказываюсь. Меня гнетет чувство вины, что у меня был шанс его спасти, а я растерялась.

Он никогда не жаловался на сердце, был больной желудок (язва). Я не приняла этот приступ за сердечный, думала обострилась желудочная боль. Поэтому результаты вскрытия меня повергли в глубокий шок. У нас была хорошая семья, всё рухнуло в один миг.

Как мне быть, боюсь, сама не справлюсь с этим горем.

Светлана

Ответ

Здравствуйте, Светлана.

Примите мои соболезнования. Мне столько же лет, сколько и Вашему мужу, столько еще планов, кажется еще вся жизнь впереди… Но у меня были моменты, когда смерть была совсем рядом. Совсем недавно у меня была клиническая смерть, и я стала совсем по-другому относиться к жизни.

Первое, что я поняла, это то, что у каждого человека есть свой жизненный срок, и никто из людей не властен его продлить или укоротить, без «указания» свыше. Поняв это, я перестала винить себя в смерти моего первого мужчины и в смерти моего первого ребенка, который умер при родах.

Когда мой малыш умер я, как и Вы, чувствовала себя виноватой в его смерти. Я постоянно прокручивала в голове всевозможные иные пути развития событий, где ОН ОСТАЕТСЯ В ЖИВЫХ. Мне казалось, что сделай я что-нибудь иначе, и все было бы по-другому. Это отнимало колоссально много сил, так много, что я, как и Вы, не могла ничего делать, мне не хотелось дальше жить. Но я справилась с этим.

Я уверена, справитесь и Вы. В одном письме не напишешь всего. Напишите мне о том, что Вы сейчас делаете, может я смогу помочь Вам, рассказывая об этапах прохождения через боль потери. Вы не говорите, есть ли у Вас дети. Очень мало написали о себе. Ваши близкие заботятся о Вас, пытаясь куда-то вытащить, — не отказывайтесь. Пока для Вас самое лучшее — быть с людьми.

Дайте им возможность побыть с Вами. Позаботиться о Вас. Может быть это будут Ваши знакомые, или психолог, не важно. Я помню, что в момент сильнейшего горя и отчаяния мне не хотелось общаться с другими, казалось, что они не поймут этой боли, что разрывает на части. Если Вы не сможете говорить с близкими, с подругами, пишите мне. А пока, делайте домашние дела, ходите в магазин, смотрите фильмы, просто живите.

И напишите мне, я буду ждать. С уважением.

Романенко Ирина romanirina@yandex.ru, психолог,
«Психологический центр на Пятницкой», 951-54-54.