Урок-дискуссия
Диспут, дискуссия, рассмотрение, исследование — это обсуждение совместного вопроса.
Дискуссия включает три компонента:
- Познавательный (включает знания о предмете, вызывает спор, и проблемную ситуацию, которая возникла).
- Операционно-коммуникативный (означает умение вести спор, отстаивать свою точку зрения, владеть способами осуществления логической ситуации).
- Эмоционально-оценочный (включает эмоциональные переживания, потребности, ценности, отношения, мотивы, оценки).
Виды дискуссии
- спонтанная дискуссия (возникает в ходе совместного решения проблемы всеми учащимися или группой учащихся);
- заранее запланированная дискуссия (для этого дети предварительно знакомятся с предметами дискуссии и читают соответствующую литературу);
- дискуссия-диалог (2 ученика), групповая дискуссия (3 и более участников).
Требования к дискуссии
- Проблема должна соответствовать возрасту и накопленному опыту.
- Учащимся необходимо владеть темой, которая основывается на знаниях, опыте.
- Дискуссия должна развиваться по основным вопросам и нести в себе суть противоречия.
Дискуссия — это один из методов развития творческого мышления с применением теоретических знаний.
В процессе дискуссии ученики уже с начальных классов учатся убедительно излагать свои мысли, а также владеть собой, общаться с товарищами. Во время дискуссии внимательно прислушиваются к высказываниям учеников, поддерживают тех из них, которые говорят верно.
Не всегда дискуссия, запланированная учителем в начальных классах, происходит. Удачной может быть дискуссия на уроках чтения, проведенная экспромтом. Для поддержки дискуссии учитель должен проявить такт и не осуждать ученика за неправильно высказанное мнение, следует остановить желающих посмеяться над одноклассником. Учитель не должен спешить сам исправлять ошибки, а лучше пригласить к этому учащихся, предложив высказать свое мнение по определенному вопросу.
Урок-конференция
На подготовку урока-конференции надо много времени. Целесообразно проводить в 4 классе. Подготовка осуществляется поэтапно:
1 этап — учитель определяет тему конференции, учебные задачи, временные рамки.
2 этап — учитель изучает теоретический материал по теме, использует специальную литературу. Для этого нужно использовать книги из собственной, школьной библиотеки, пособия кабинета. Пособий должно быть не более двух.
3 этап — учитель осуществляет распределение задач между учениками примерно за две недели до урока — конференции. Для этого класс следует разделить на гетерогенные группы, учитывая психологическую совместимость. Объявляется тема, назначается в каждой группе консультант. В случае необходимости можно в процессе подготовки сделать изменения. Готовятся сообщения, выступления, выпускается стенгазета; музыкальная пауза подбирается, изготавливаются стенды, плакаты, рисунки.
4 этап — индивидуальные консультации учителя и ученика-консультанта.
Урок-конференция начинается со вступительного слова учителя или ученика, сообщает тему занятия, раскрывает его значение, знакомит с планом проведения и поочередно предоставляет слово ученикам, что готовили выступления.
В конце подводятся итоги работы.