Моей дочери 8 лет. С 4-х лет посещала музыкальную школу, все было хорошо, педагоги довольны. В 2004 году Настенька пошла в первый класс. В октябре 2004 года у неё начались приступы эпилепсии. Постепенно ребенок стал «скатываться» в учебе — начала ухудшаться память, Настя стала более рассеянной. Но больше всего меня беспокоит её незаинтересованность в учебе, неряшливость по отношению к вещам, игрушкам. Раньше она опекала каждую подаренную игрушку, оберегала, рассказывала, кто и когда подарил её. Теперь же она стала совсем другой, ни какие разговоры не помогают. Очень долго ей объясняли, что со школы нужно идти сразу домой, она же, наоборот, гуляла с подружками. Объясняли, что водить друзей домой не стоит, т.к. дома большая собака, и она может покусать детей — не помогают разговоры. В результате из дома стали пропадать игрушки.
Настя объясняет, что дала поиграть их подружкам, но, когда мы с мужем просили, чтобы она их вернула назад, появляются различные отговорки. Что будет дальше — не знаю. В третий класс Настя не переходит, а «переползает». С трудом дается математика, в русском языке не применяет правила, не умеет пересказывать тексты. Наводящие вопросы не помогают. Когда прошу её пересказать что-либо, она снова начинает читать, когда же прошу её закрыть книгу, она сразу теряется, молчит, но не осознает. По ней видно, что она не думает в этот момент о том, о чем её спрашивают (глаза пустые). Когда же начинаю её ругать, глазки начинают испуганно бегать, если вдруг дело доходит до повышенных тонов, то все заканчивается слезами.
Надо сказать, девочка сама по себе медлительная. Впрочем, я и сама не сильно подвижная, но в её возрасте я могла самостоятельно делать уроки, училась в музыкальной школе. Настин папа, напротив, более подвижен, аккуратен во всем, но учился неважно. После подтверждения у Насти эпилепсии была сделана компьютерная томограмма мозга — развитие в норме. По наследственной линии эпилепсии ни у кого не наблюдалось. Школьная программа — школа 2100. Помогите! Может быть стоит поменять школьную программу или есть какой-либо другой, менее кардинальный, выход из создавшегося положения. Как и что делать дальше? Людмила.
Ответ
Людмила, здравствуйте. Я, как психолог, могу лишь выполнить диспетчерскую функцию, т.е. перенаправить Вас к специалисту, в данном случае, к невропатологу. У него должен постоянно наблюдаться ваш ребенок.
Течение эпилепсии в значительной степени зависит от ее формы. Так, у детей существуют абсолютно благоприятные и неблагоприятные формы эпилепсии. При некоторых формах эпилепсии возникают характерные изменения личности. В некоторых случаях врачи прописывают соответствующие медикаменты для пациентов. Но дети с данной болезнью, как правило, способны осилить обычную школьную программу.
А в остальном посоветуйтесь с врачом.
Любовь Казакова
Людмила здравствуйте!
Как психотерапевт, могу сказать следующее:
1. Эпилепсию надо лечить. Обязательно. Препараты для предотвращения приступов. Каждый приступ — это потеря небольшого кусочка внимания и интеллекта. Наблюдайтесь у эпилептолога или невролога, регулярно делайте ЭЭГ, пейте препараты.
2. Из вашего рассказа следует, что у девочки ослаблена память и внимание , переключается она с трудом на другую деятельность. Это входит в симптомы эпилепсии. Нужны курсы препаратов -ноотропов, режим учебной нагрузки. Лекарсва выписывает невропатолог.
3. У девочки есть понимание того. что она не справляется.
Вам могут назначить хорошее лечение, но этого мало. Читайте про эпилепсию, главным образом про изменения личности. Посетите хорошего детского психотерапевта, эти врачи способны подойти с психологической и медицинской стороны. Выработайте с ним тактику вашего поведения. Вам придется найи свой стиль обучения для ребенка как, что . сколько повторять. как мотивировать. Пока ваша девочка не знает как справиться с требованиями или не может в силу состояния памяти и внимания. Препараты помогут, но не в отношениях. Поправляйте отноения уже сейчас, потом будет еще труднее.