В IX -ХV веках китайская цивилизация производственно и технологически, в том числе, в плане эффективности внедрения знаний в общественную практику, опережала все остальные цивилизации. Китай дал человечеству такие научно-технические достижения как литья, порох, бумагу, книгопечатание, механические часы и многое другое. Начиная с VIII-IX веков, арабы осваивали богатейшую древнегреческую теоретическое наследие значительно интенсивнее, чем Западная Европа, обогащая это наследие собственными выдающимися достижениями в математике, астрономии, медицине.
Арабы во многом стали, по признанию европейцев, «учителями и воспитателями латинского Запада». В самой Европе от IX к концу XII веков Византия оставалась самой развитой державой и влияла на культуру и научную мысль всех своих близких и отдаленных соседей. Особенно ощутимо это влияние оказывалось в философии, космологии, образовании, политических идеях, правоведении.
Так почему же западноевропейцы в своем развитии, в конце концов, оставили далеко позади эти великие цивилизации? Почему научная революция ХVI-ХVII веков произошла не в Китае, не в арабском халифате (Византии тогда уже не было), а в Западной Европе?
Китай и арабский мир принадлежали к традиционным восточным обществам. Здесь приоритетными, много веков, оставались неизменные образцы и нормы, аккумулировали опыт предков. В духовной культуре здесь господствовали мифически-религиозные представления и канонизированное мышление, ориентированные, прежде всего, на сохранение уже сложившихся устоев. Элементы научных знаний, которые возникали в традиционных обществах, рассматривались в качестве рецептуры уже существующих.
В Византии зародыши христианского рационализма были вытеснены христианским мистицизмом, в частности исихазмом (от греческого: «тишина, покой»). Поэтому в этих трех цивилизациях инновационная деятельность не воспринималась как весомая ценность.
Зато основой западноевропейской цивилизации, начиная с XVI века, стали обусловливающие процессы — быстрая сменяемость техники и технологий и систематическое производство научных знаний. Мировоззренческими предпосылками указанных процессов выступили античность с ее опытом демократии, философскими концепциями, первыми образцами теоретической науки и средневековье с его христианско-протестантской индивидуалистической моралью. Синтез этих двух традиций в эпоху Возрождения стал важным источником развитой науки. Еще одним важным источником науки стала, начатая во времена средневековья, традиция автономных университетов.