Почему Европа стала центром образования

ОбразованиеВ IX -ХV веках китайская цивилизация производственно и технологически, в том числе, в плане эффективности внедрения знаний в общественную практику, опережала все остальные цивилизации. Китай дал человечеству такие научно-технические достижения как литья, порох, бумагу, книгопечатание, механические часы и многое другое. Начиная с VIII-IX веков, арабы осваивали богатейшую древнегреческую теоретическое наследие значительно интенсивнее, чем Западная Европа, обогащая это наследие собственными выдающимися достижениями в математике, астрономии, медицине.

Арабы во многом стали, по признанию европейцев, «учителями и воспитателями латинского Запада». В самой Европе от IX к концу XII веков Византия оставалась самой развитой державой и влияла на культуру и научную мысль всех своих близких и отдаленных соседей. Особенно ощутимо это влияние оказывалось в философии, космологии, образовании, политических идеях, правоведении.

Так почему же западноевропейцы в своем развитии, в конце концов, оставили далеко позади эти великие цивилизации? Почему научная революция ХVI-ХVII веков произошла не в Китае, не в арабском халифате (Византии тогда уже не было), а в Западной Европе?

Китай и арабский мир принадлежали к традиционным восточным обществам. Здесь приоритетными, много веков, оставались неизменные образцы и нормы, аккумулировали опыт предков. В духовной культуре здесь господствовали мифически-религиозные представления и канонизированное мышление, ориентированные, прежде всего, на сохранение уже сложившихся устоев. Элементы научных знаний, которые возникали в традиционных обществах, рассматривались в качестве рецептуры уже существующих.

В Византии зародыши христианского рационализма были вытеснены христианским мистицизмом, в частности исихазмом (от греческого: «тишина, покой»). Поэтому в этих трех цивилизациях инновационная деятельность не воспринималась как весомая ценность.

Зато основой западноевропейской цивилизации, начиная с XVI века, стали обусловливающие процессы — быстрая сменяемость техники и технологий и систематическое производство научных знаний. Мировоззренческими предпосылками указанных процессов выступили античность с ее опытом демократии, философскими концепциями, первыми образцами теоретической науки и средневековье с его христианско-протестантской индивидуалистической моралью. Синтез этих двух традиций в эпоху Возрождения стал важным источником развитой науки. Еще одним важным источником науки стала, начатая во времена средневековья, традиция автономных университетов.



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *