WEBcommunity

Влияние правительства на образование XIX века

Согласно Положению 1869 года и Министерства образования 1875 наряду с земскими и церковно-приходскими школами существовали министерские училища, которые должны были служить образцом...

Согласно Положению 1869 года и Министерства образования 1875 наряду с земскими и церковно-приходскими школами существовали министерские училища, которые должны были служить образцом для других в педагогическом отношении. Они насаждались также в противовес земской школе и должны были проводить в народную школу идеи официальной педагогики, указывая земской школе направление в обучении и воспитании детей. Министерские образцовые училища открывались в больших селах и так же, как остальные типы сельских школ, содержались за счет местного населения. Хотя эти училища должны были служить образцом для земских школ, они, по словам прогрессивного деятеля народной школы Н.В. Чехова, часто были их «бледной копией». Программы образцовых училищ не отвечали требованиям жизни и потребностям сельского населения, любые нововведения в организации обучения внедрялись медленно и осторожно.

Вместе с организованными школами в деревнях продолжали существовать школы грамоты, сыгравшие большую роль в распространении грамотности среди крестьян. Однако в конце XIX века правительство решило использовать их как средство ограничения уровня образования крестьян и свести обучение к элементарной грамоте и нравственно-религиозному воспитанию, а потому передало их под опеку Священного Синода. Срок обучения в такой школе не превышал один — два года. Содержание обучения включало обучение чтению Часослова и Псалтири, пение молитв. Далее по степени важности было чтение гражданской печати, письмо и начальные исчисления. Выпускники этих школ получали очень низкий уровень знаний. Многие из них едва читали и почти не умели писать.

Одним из средств воздействия царского правительства и духовенства на общеобразовательный характер обучения была профессионализация сельской школы. Царское правительство видело в школе, учившие народ чрезмерно размышлять и «философствовать», угрозу государственному строю и потому старалось максимально ограничить ее общеобразовательный характер. Боясь народа, способного мыслить, они настаивали на ранней профессионализации школьного обучения, отвлекали детей от общего элементарного образования и развития. Против профессионализации начальной школы выступали все прогрессивные педагоги и деятели образования.

Выступая против профессионализации обучения в народной школе, передовые педагоги и народные учителя обращали особое внимание на тесную связь общеобразовательной подготовки с жизнью и практикой крестьянских детей. Они отмечали, что многие факты и явления, которые высказывались на страницах допущенных в народную школу официальных учебников, часто оказывались непосильными для школьников, поскольку материал, который предлагался, не учитывал их жизненного опыта и особенностей развития. Отказываясь от официальной педагогики с ее формализмом и оторванностью от жизни, много сельских учителей строили обучения на основе связи учебного материала с окружающей жизнью и практическим опытом учащихся.

Таким образом, становление начальной народной школы конца XIX — начала ХХ века в системе образования происходило в условиях жесткого противостояния. Ни правительство, ни церква не поощряли распространение образования среди крестьян, видя в этом угрозу существующему режиму, и поэтому делали все возможное, чтобы помешать развитию народной школы. Но благодаря самоотверженной работе учителей народных школ, которые зачастую выполняли не только свои непосредственные обязанности, но и, например, санитарно-оздоровительную работу среди населения, общественную работу по организации народных библиотек, дореволюционная народная школа имела определенные успехи и достижения.