Подбирая сказки для малыша, прежде всего, необходимо учитывать возраст ребенка и особенности его психического развития.
Двухлетнему ребенку, что недавно научился удерживать в памяти собственные действия с предметами и воспринимать несложные действия сказочных персонажей, рассказы о волшебниках и колдунах будут непонятны. Зато, сказки о животных точно понравятся, и ваш малыш с большим увлечением будет имитировать звуки сказочных персонажей и пытаться воспроизвести их действия. Это могут быть такие сказочные истории: «Колобок», «Перчатка», «Волк и семеро козлят», «Курочка ряба», «Яйцо-райцо», «Котик и петушок», «Коза-Дереза», «Сорока-белобока» и многие другие, преимущественно народные сказки. Повторение сюжетных линий облегчает их восприятие, ребенку проще запомнить текст. Можно покупать или отдельные сказки с яркими или даже объемными иллюстрациями, или же сразу приобрести сборник для детей от двух лет и старше.
В возрасте от двух до пяти лет, когда у ребенка развивается воображение и он начинает фантазировать, можно рассказывать волшебные сказки. Однако именно способность к фантазиям иногда вселяет детский страх перед определенными персонажами, такими как Баба-Яга, Кощей Бессмертный и т.д. Поэтому родителям не рекомендуется запугивать своих детей бабами, волками, ведьмами и другими сказочными существами, чтобы не вызвать психологических проблем в будущем.
Перед тем, как рассказывать своему чаду некую сказочную историю, стоит самим прочитать ее и задуматься, какие стереотипы она внушает. Некоторые сказки даже придется объяснять, чтобы у ребенка не создалось ложное представление о жизни и отношениях. Например, всем известная сказка о Золушке, Спящую Красавицу и вообще рассказы о принцессах могут воспитать вашу дочь к пассивной к жизни, заложить уверенность, что чтобы прожить счастливо, нужно сидеть и ждать прекрасного принца. Также весьма противоречивы по своему содержанию и стереотипами считаются сказки Братьев Гримм, изначально писались для взрослых, а уже потом были адаптированы под детскую аудиторию.
В пять-семь лет дети уже могут воспринимать любые сказки. Каковы основные критерии отбора? Сказочный рассказ должен быть интересным, воспитывать высоконравственные качества, развивать воображение, не прекословить христианским ценностям. С пяти лет ребенок должен уметь пересказывать сюжет. Если у него возникают трудности с переводом неоднократно услышанной сказки — это может быть следствием задержки умственного развития, и в таком случае лучше обратиться к психологу. Ближе к семи лет можно рассказывать малым воспитанникам более сложные сказочные сюжеты (Л. Кэрролла, А. де Сент-Экзюпери, А. Гофмана, А. Линдгрен, П. Трэверс, Дж. Родари, Дж.Роулинг и других известных детских авторов).