Еще одним социальным стереотипом является то, что женская интуиция явно сильнее мужской.
Мужчины: сенсоры — 49,2%, интуиты — 51,8%. Женщины: сенсоры — 63,6%, интуиты — 36,4%.
Статистика не только не подтверждает это, но и говорит о противоположных выводах. Вот и автор исследования, английский психолог профессор Ричард Вайсман, получил противоположный результат. Группа психологов под его руководством протестировали свыше 15-ти тысяч человек, и пришли к выводу, что мужская интуиция вовсе не уступает женской. А в чём-то даже и превосходит её.
Людям разного пола показывали 10 пар картинок, на которых были изображены улыбающиеся физиономии. В половине случаев улыбки были искренними, остальные — фальшивыми. Участников просили отличить одни от других. И в этом испытании мужчины показали себя хоть на чуть-чуть — всего на один процент — но более проницательными, чем женщины.
Затем испытуемым показывали похожие картинки, но подбирали их так, чтобы мужчины оценивали правдивость или лживость женских улыбок, а женщинам, соответственно, предлагали оценить выражение счастья на лицах мужчин. И тут мужчины вырвались вперед: 76 процентов мужчин правильно разгадали головоломку, а вот женщины были правы лишь в 67-ми процентах случаев.
Рационалы: мужчины — 36%, женщины — 45%. (дисциплина, план, организационный, решать, расписание, определенный)
Иррационалы: мужчины — 64%, женщины — 55%. (раскрепощенность, импровизация, импульсивный, подождать, свобода действий, ориентировочный)
Считается, что импульсивность (непредсказуемость, загадочность) свойственна женщине, но ведь это иррациональный признак.
В типологии эти функции называются «решающий», «воспринимающий». Так что же получается — решающих мужчин заметно меньше, чем женщин?
Экстраверты: мужчины — 51%, женщины — 45%.
Интроверты: мужчины — 49%, женщины — 55%.
В социальном образе женщины больше открытости, непосредственности, терпимости, коллективизма, но все эти черты более свойственны экстраверту. А вот интроверт предпочитает воспринимать мир через собственные переживания, рефлексию и сдержанному раскрытию перед окружающими.
В конце своей работы А. Аугустинавичюте подводит такой итог статистическим выкладкам.
«Нет ни абсолютной женственности, ни абсолютной мужественности. Есть мужчины и женщины с разными психическими структурами, которые не только кажутся, но и являются идеально женственными или идеально мужественными, когда должным образом дополняют нашу собственную психическую структуру»
В другом месте:
«Обобщая, можно сказать, что одни хотят любить, другие быть любимыми, одни желать, другие быть желаемыми. Одних с полным основанием можно назвать субъектами любви, других — объектами. Поэтому есть люди, которые всю инициативу полностью берут в свои руки. Есть склонные к частичной инициативе и такие, которые оставляют ее всю партнеру.»
Известный соционик из Санкт-Петербурга Екатерина Филатова с большей конкретностью пишет о маскулинных и фемининных признаках психотипов.
«Начнем с того, что женщина, самою Природой предназначенная, чтобы зачать, родить и выкормить ребенка, не может быть даже чисто физиологически равноправна с мужчиной. И это находит свое подтверждение и в разных социальных ролях, и, соответственно, ожиданиях, которые предъявляет общество к мужчинам и женщинам.
Женщина — нежное и ранимое существо, хозяйка в доме, женщина — мать и воспитательница детей, любящая и заботливая супруга для своего мужа, — таков примерный социальный идеал «настоящей» женщины и таковы, соответственно, ожидания общества. Качества, которые присущи в значительной степени женщинам, носят название «фемининность».
От мужчины требуется спокойствие и сила (в том числе и физическая), выдержка, умение обеспечить свою семью материально, умение защитить слабых, быть для них опорой. Ведь сколько бы мы не говорили об эмансипации, и женщины и дети — всегда более слабая часть человеческого сообщества, которая нуждается в защите.
Таковы социальные роли и, соответственно, требования общества к «настоящим» мужчинам, и соответствующие свойства характера, присущие в большей степени мужчинам, носят название «маскулинность». На первый взгляд кажется, что маскулинность и фемининность — свойства характера противоположные, если высока маскулинность — то низка фемининность и наоборот. Однако, опыт показывает, что это не всегда так.
Понятие психологической андрогинии касается не соматических качеств, а только поведения и установок; речь идет о независимости, заботливости и способности выполнять специфические мужские, специфические женские и не дифференцируемые по полу функции».
Продолжение…
Евгений Пушкарев
Председатель Интернет Клуба «ПРОСВЕЩЕННАЯ ЛЮБОВЬ»