Обучения языку в начальных классах связано с развитием не только мыслительной деятельности детей — сравнением, анализом, обобщением, но и с эмоциональной сферой — чувством удовлетворения от достигнутого, красоты поэтического слова, удивлению новому, неизвестному.
Тематически жанровый и художественно-эстетический принципы являются определяющими при подборе произведений для чтения, предусматривают установление связей между всеми видами искусства, приобщение школьников к литературе как искусству слова. Целью начального курса является формирование первооснов читательской культуры младших школьников, эмоционально-оценочного отношения к содержанию прочитанного, формирование личности ребенка средствами художественного слова.
Сопоставляя произведения музыки и литературы, близкие по замыслу, но разные по образному решению, дети учатся находить не только сюжетные, но и внутренние эмоционально-интонационные связи. Важно также формировать у учащихся способность проникать в смысл вещей как будничных, так и художественных, замечая их неповторимую красоту. Этому будут способствовать циклы творческих задач «Слово, природа и музыка», «Смотрю, слушаю и чувствую», «воспой предметный мир».
Вторым условием воспитания эмоциональной культуры младших школьников является формирование у них навыков эстетической оценки. Оценивание ребенком художественного образа произведения рождается и существует как единство индивидуального состояния, впечатления, переживания, чувства настроений, которые он хочет выразить, и знаний, навыков и тех средств, которыми он обладает на данный момент. Этот творческий процесс рождается «изнутри» ребенка, с его переживаний, с его желания «излить» свое состояние радостного духовного напряжения. Осмысление произведения путем вербального описания обусловливается тем, что человек не имеет понятийно неосознаваемых чувственных образов, что именно искусство появляется только в процессе рационального осознания художественных закономерностей.
Необходимо учить ребенка выражать впечатления, полученные от знакомства с литературным или музыкальным произведением. В результате этого происходит осмысление учащимися содержания произведений, собственных впечатлений. Такая деятельность позволит проникнуть в самую глубину личностного отношения ребенка к произведениям, позволит выявить, «открывает» себя ребенок через музыку, литературу, то есть, осмысливает он свои чувства и переживания, чувствует свою причастность к содержанию.