Реальная картина реальности

Восприятие реальности — пожалуй, едва ли не самая «скандальная» тема. Мысль о том, что наш сосед или начальник — не более чем облако электронов, не кажется столь уж крамольной. Но чтобы мы сами? — Это уж слишком!

Наш разум еще кое-как готов смириться с предположением, что невидимые миры из других измерений находятся в кофейной чашке. Но сама идея, что наш привычный мир нисколько не соответствует тому, что есть на самом деле, кажется безусловно неприемлемой.

Однако именно об этом нам говорят многочисленные исследования в различных областях, начиная с психологии и кончая физикой.

Ведь наши чувства «с точностью до наоборот» сообщают мозгу, что Солнце вращается вокруг Земли. Так считал, к примеру, основатель современной научной методологии Декарт. Он был уверен, что наши чувства достоверно отображают реальность.

Нет правды на Земле?

Реальность — это то, что мы интерпретируем как реальность.

Наше мироощущение формируется в результате психических процессов, на основании информации, получаемой мозгом. Мозг расположен внутри черепной «коробки», защищающей его от внешних воздействий, и сам по себе не воспринимает ничего.

Он не чувствует, когда его режут ножом или вставляют в него электроды. Зато, когда по электродам пустят слабый ток, в мозгу появятся ощущения, соответствующие специфике «задействованного» места, как например различные образы или чувство боли.

Всю информацию об окружающем мире мозг получает в виде электрических импульсов, идущих от органов чувств. Так, звуковые волны вызывают колебания барабанной перепонки, которые передаются слуховым косточкам. В ходе сложного многоступенчатого процесса их движения преобразуются в электрические импульсы, поступающие в мозг. Там они анализируются и расшифровываются как определенные звуки.

Подобным «окольным» путем поступает информация и от других органов чувств. Поступившая информация претерпевает изменения: так новорожденный первые дни жизни видит мир «перевернутым», а затем эта картина исправляется в мозгу на «привычную».

Что мы видали при дворе

Где ты была сегодня, киска?
У королевы у английской.
Что ты видала при дворе?
Видала мышку на ковре.

Английский фольклор, пер. С. Маршака

Еще со школьных времен мы привыкли к мысли, что наше видение окружающего мира напоминает то, что фиксирует фотоаппарат. Однако наша зрительная система вовсе не похожа на фотокамеру. Эта система скорее напоминает компьютер, который, удаляя миллионы единиц информации, сохраняет лишь те из них, которые ему необходимы. Поскольку «компьютерная программа» у каждого своя, индивидуальная, то каждый видит один и тот же объект по-своему.

Полицейские во всем мире знают, что свидетели происшествия дают разные показания. Но никто из них не лжет: у каждого из них — свои собственные эмоции, и на их основе возникают «личные» ассоциации. «Способы видения» могут облачаться в самые разнообразные формы, подчас совершенно неожиданные.

Так, поэт, персонаж рассказа чешского писателя Карла Чапека, стал единственным свидетелем транспортного происшествия. Водитель, сбивший старушку, скрылся.

Впечатлительный поэт был настолько потрясен увиденным, что, придя домой, написал стихи: «О, шея лебедя, о грудь, о барабан, и эти палочки, предвестники несчастья!» Однако на допросе он не смог вспомнить никаких деталей происшедшего. Выслушав поэта, догадливый инспектор велел задержать владельца машины с номером. 23O11.

В видении поэта нет ничего сверхъестественного. Известно, что для некоторых людей каждая цифра имеет свой цвет; они могли бы «припомнить» номер машины при помощи палитры.

Возможно ли преодолеть «разнобой» в нашем восприятии и создать «объективную картину реальности?»

Ответ отнюдь не прост. Начнем с того, что то, что видят наши глаза, совершенно не соответствуют тому, на что они смотрят. Тут, как мне кажется, необходимо остановиться и сделать глубокий вздох. И затем долгий медленный выдох.

Пойдем дальше. Оказалось, что, воспринимая окружающее, мы всего лишь создаем гипотезы, поначалу полагаясь на крайне скудную информацию, практически не опираясь на факты. Затем, на основании лишь считанных наблюдений, мы строим для себя модель Вселенной или объектов вокруг себя.

Влияние «посторонних» факторов на эту «модель» огромно. Так, образование, полученное человеком, влияет не только на то, что он думает, но и на то, что он видит. К примеру, те, кто вырос в России, Италии или Израиле, видят среди семи цветов радуги наряду с синим голубой цвет. А вот англосаксы, французы и немцы его не видят. Зато наряду с синим они видят в радуге темно-синий — индиго. В языке последних нет слова «голубой», так же как в русском нет «индиго» и вместо него используется «светло-синий». То есть для одних цвет неба — синий, а для других — голубой!
В результате «моделирования» рождается мир, который видит каждый из нас. Раз выстроив его в своем воображении, мы не в состоянии представить его иным. К примеру, «смоделированный» в нашем мозгу образ яблока настолько «наш», что мы не можем представить себе, что другие живые существа могут видеть яблоко совершенно иначе.
Однако наши домашние «сожители» — собаки — видят людей как движущиеся пятна, испускающие волны запахов. Неподвижный и ничем не пахнущий предмет для них просто не существует.

Слона-то я и не приметил

Вся история науки — постепенное осознание того, что события не случаются произвольно, что все они отражают кроющуюся за ними закономерность.

Стивен Хоукинг, Краткая история времени.

На протяжении сотен лет наше ощущение окружающего мира казалось столь же надежным, как законы Ньютона. Они вполне устраивали нас, пока космос считался неизменным, состоящим из неделимых атомов. Открытия ХХ века показали, что возможности восприятия продиктованы нашим положением на «шкале» Природы.

Мы оказались слишком малы по сравнению с Космосом и слишком велики для мира элементарных частиц. Оба эти «полюса» бесконечно большого и бесконечно малого, не воспринимаются нами, как и само понятие бесконечности: произнести можем, а понять и ощутить — дело другое.

То, что кажется нам гладкой поверхностью, под микроскопом превращается в горы и долины. Увеличение позволяет наблюдать молекулы, и даже отдельные атомы. Но далее, чем глубже мы погружаемся в микромир, тем труднее становится отделить части мироздания друг от друга.

На субатомном уровне обмен информацией происходит мгновенно, даже между противоположными уголками Галактики, — и вместо мира, состоящего из отдельных частиц, перед нами предстает единая сеть взаимоотношений.

Эта сеть существует в четырехмерном пространстве, описанном лишь на языке математических формул, но недоступном ни нашему ощущению, ни даже нашему воображению.

По словам американского физика Лизы Рандалл: «Мы живем в трехмерном сегменте многомерного мира, поскольку сама физиология ограничивает наше восприятие лишь тремя измерениями».

Поэтому единое целое в нашем мироощущении распадается на отдельные объекты. Не видя между ними связи, мы принимаем происходящие события за случайность, а единую силу Природы — за результаты действий отдельных сил.

В результате наше восприятие действительности напоминает притчу о слепых монахах, «исследующих» слона. Каждый описывает животное как ту часть, которая оказалась в его руках. «Оно — как змея», — сообщает ощупывающий хобот. «Оно — как дерево», — утверждает ощупывающий ногу. «Да нет, оно — как стена», — возражает слепец, наткнувшийся на бок животного.

Природа показывает нам только хвост льва. Но я не сомневаюсь, что и сам лев находится там, хотя он не может сразу явиться перед нами, из-за своих колоссальных размеров.
Из The Science and Life of Albert Einstein, 1982.

Согласно подсчетам ученых, львиная доля Вселенной недоступна нашему восприятию. Но и в доступной части нам приходится нелегко. Ни для кого не секрет, что, несмотря на все достижения науки, мир оказался перед лицом многопланового кризиса. Мы оказались беспомощны не только перед силами Природы, но даже перед лицом созданной по собственному «образу и подобию» финансовой системы.

Не зная законов Природы, наша цивилизация до сих пор двигалась наугад, методом проб и ошибок.

На нынешней стадии развития это становится невозможным. Человечество превратилось в глобальное, взаимозависимое сообщество, где любая отдельная ошибка приводит к всеобщему кризису.

Чтобы выжить, нам необходимо научиться понимать законы Природы. Для этого нам надо выйти за узкие рамки своей привычной действительности. Подъем на более высокий уровень восприятия становится неотложной задачей, жизненно необходимой для будущего человечества.
Редакция www.kabmir.com
09.04.2011 Сергей Белицкий



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.