Кто не с нами, тот против нас?

В дикой природе четко действует закон распознавания свой-чужой даже в пределах одного вида животных. Например, самцы волков метят территорию своего проживания и охоты, чтобы никто из другой стаи не посмел претендовать на нее. Побеждает сильнейший, но свои два килограмма мяса в день взрослый волк должен получить. Проигравшая стая волков вынуждена искать для себя другое место обитания и охоты. Иначе не выжить.

А мы, люди, далеко ли ушли в своем поведении от диких зверей? И хотя мы живем не в джунглях и непролазных лесах, а в обществе себе подобных, но ,зачастую , по-прежнему руководствуемся звериными инстинктами по отношению к другим людям, когда делим их на своих и чужих.

На заре возникновения человеческого общества работал инстинкт самосохранения, когда в стычках с чужаками кровное родство и принадлежность к одной семье, к одному клану, определяли деление всех и вся на своих и чужих.

Но в нашем просвещенном XXI веке, все эти деления являются анахронизмом, отголоском эпохи динозавров. Динозавры, как известно даже школьникам младших классов, вымерли, поскольку не смогли приспособиться к изменившимся природным и климатическим условиям.

Млекопитающие и птицы, новые прогрессивные биологические классы, вытеснили динозавров на задворки эволюции.

В каждом обществе господствует определенная идеология, с которой большинство из нас вынуждено соглашаться. А иначе репрессивный аппарат общества быстро разделается с теми , кто думает и говорит иначе и отклоняется от мэйнстрима.

В свое время большевики, перефразируя библейское изречение, взяли на вооружение лозунг: «Кто не с нами, тот против нас.» И еще один : «Если враг не сдается, то его уничтожают.»

С тех пор утекло много воды, но мы до сих пор поражены болезнью большевизма. Везде нам мерещатся враги и ненавистники. Диссиденты, оппоненты, критиканы и просто горлопаны.Тяжко жить в таком окружении. А «наверху» лучше знают, о чем каждый из нас должен думать, к чему стремиться.

Мы по-прежнему с подозрением относимся не только к людям другой национальности и цвета кожи, не только к тем, кто исповедует другую религию или не исповедует никакой, но и к тем, кто даже в свое родном отечестве думает и говорит не так, как думаем и говорим мы сами.

В международных отношениях это проявляется в развязывании кровопролитных войн, как говорится, по поводу и без него.
Наверное, все читали книгу «Путешествия Гулливера» Свифта, в которой автор в едкой, сатирической форме высмеял войну, развязанную между «остроконечниками» и «тупоконечниками» из-за «принципиального» спора: с какого конца нужно разбивать вареные яйца.

Пришло время отказаться от изживших себя стереотипов и перестать делить людей на своих и чужих. Может быть, не они не с нами, а мы не с ними?

Уже всем набило оскомину читать и слышать про то, что мы живем в глобальном мире, где интересы и благополучие каждого переплетены с интересами и благополучием всех людей планеты.

Но, как известно, сознание людей меняется медленно, и потому нет другого выхода, как говорить об этом снова и снова.

Пришло время искать в других то, что нас объединяет, а не то, что разводит по разные стороны «баррикад».
Редакция www.kabmir.com

23.04.2011 Исар Дорфман



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.