Судьба Японии после постигшей ее катастрофы становится тестом на развитие всего человечества. От того, какой Япония выберет путь развития после катаклизма гигантской разрушительной силы, от того, каковы будут его экономические, ментальные последствия, в некотором смысле зависит направление нашего развития как цивилизованного человечества.
Япония — не только страна, очень своеобразно окрашивающая цивилизацию. Это еще и один из пионеров технического прогресса, а также государство, показавшее, как можно бурно развиваться, совмещая древние традиции и современное технократическое мышление. В определенной мере именно на примере Японии мы можем судить о превратностях, поворотах, особенностях человеческого прогресса.
Природная стихия одним своим ударом способна отбросить даже самую развитую страну в средние века. Вот и Япония — передовая волна технологического потока человечества, на крутых склонах которой мы скользим, словно на досках, наслаждаясь комфортом, натолкнулась на встречную волну природы. Цунами, которое обрушилось на Японию, может привести либо к краху, либо к мутации технологии в жизнеспособную систему. Можно сказать, что то, что произошло в Японии, — сильнейший удар природы по обществу потребления, заставляющий нас подумать о новых типах отношений, не строящихся на потреблении.
Прежние разрушительные землетрясения, которых в Японии происходило немало, не вызывали таких последствий еще и потому, что тогда отсутствовали или не были затронуты такие опасные объекты, как атомные электростанции. В этом смысле нынешняя трагедия выглядит как знак «несогласия» природы с развитием в эгоистических желаниях получать больше и больше посредством «передовых» технологий.
Рост эгоизма вызвал к жизни рост технологий. Поэтому человечество на протяжении последних пары сотен лет постоянно расширяло свои технологические возможности, наращивало давление на природу. Однако технологии не сделали людей добрее, но способны как продлить нам жизнь, так и существенно сократить ее. И вот теперь мы видим, как технологический прогресс, изощренные экономические схемы наталкиваются на природные или психологические препятствия, способные в миг перечеркнуть достижения эгоизма в течение веков.
Теракты, экономические коллапсы, аварии — не приобретения последних десятилетий. Но сложность и опасность объектов, порожденных научно-техническим прогрессом человечества, истощение природных ресурсов, накопление гор оружия массового уничтожения сделали людей заложниками нынешней траектории развития.
Представьте себе магазин без хозяина, никого нет внутри. Мы заходим в магазин, хватаем все, что нам нужно, и нам все мало. Наши желания растут, и мы жадно шарим по полкам, залезаем во все склады магазина. Так мы действуем по отношению к природе, берем у нее все, в чем нуждаемся: ископаемые и прочее. Ведем себя так, будто все это нам полагается по статусу человека. Развиваем в себе силу, технологии, способны вытащить из природы все для своего пользования. Хорошо! И не надо возвращать взятое. Ведь некому! Нет хозяина, не видно! Более того, еще и гадим в магазине, демонстрируя свое полное пренебрежение к невидимому хозяину, плевать мы на него хотели!
Многовековые попытки человека покорить природу или обмануть ее успехом не увенчались. Природа по-прежнему сильнее нас. И человечество гарантированно сделает себе харакири, если не научится солидарными усилиями, поднявшись над своим культурным, религиозным, политическим разладом, сосуществовать с природой, создавать новый тип отношений между ней и собой.
Попробуем поставить вопрос так: может быть, природная и социальная разруха царит в головах хомо сапиенс, населяющих планету Земля?
Есть гипотеза: причиной наступления природных и социальных катаклизмов, то есть грядущих глобальных изменений, является массовый всплеск агрессии в людях. Социальные потрясения, в которых задействованы большие массы людей, оказывают деструктивное воздействие на поведение животных, птиц, насекомых, вызывая в них неосознанный страх, тревогу, делая их агрессивными по отношению к человеку. Они же являются маркером, индексом, причиной разрушительных тенденций, которые нарастают в недрах Земли.
Выходит, мир может погубить человеческая ненависть, имеющая свойство достигать критической массы, провоцируя изменения в области неживого, растительного и животного уровней. Где он, тот порог, переступив который мы можем погубить мир?
Не знаю, но думаю, что мир еще встряхнет хорошенько, взболтнется все, что сейчас так застоялось. Никуда мы от этого не денемся.
Сейчас все больше просыпается в нас осознание того, что нехорошо все-таки поступать так, что надо как-то ограничить свое безумное потребление. Стало плохо жить нам, все больше ощущаем в себе угрызения совести. И тогда пытаемся возвращать природе взятое у нее, хоть частично, ведь понимаем, что, разрушая природу, мы делаем, в конечном счете, плохо себе. Жесткое, эгоистическое противостояние природе становится невыгодным. Страх погибнуть побуждает нас начать заботиться о природе, отдавать ей.
Невозможно ошибиться, если идти с природой в унисон. Это самое оптимальное, самое комфортное развитие общества. Если мы узнаем, что она требует от нас, то полностью предохраним себя от каких бы то ни было катаклизмов и любых, даже маленьких отрицательных ее воздействий. То есть не будет ни болезней, ни эпидемий, ни землетрясений или пожаров — ничего. И вдруг начнем чувствовать, как вся наша деятельность в мире приносит в пятьсот, в тысячу раз больше выигрыша, чем сегодня. Просто потому, что природа к нам как бы начинает благоволить, радуясь за нас, ее детей, ставших, наконец, послушными.
Редакция www.kabmir.com
22.04.2011 Влад Рутус