Эх, кризис-кризис… при чём тут Россия? Америка пухнет, болеет, России икается… Нефтедоллар падает. Вроде и ипотека у нас не так широко распространена, как в далёких Штатах. А продукты из магазинов начинают убывать… Психоз? Или запасы народ делает? Так на весь век не напасёшься. Какие только лишения нас ни закаляли. Не пропадём! Но вопрос меня заинтересовал. В чём же дело? Почему даже в крупных сетях стали появляться «дырки» на полках?
Ответ не заставил себя ждать. Приехала подруга, вся в слезах. У нее небольшой бизнес — оптовые поставки продуктов в крупные сети города. Всю жизнь жила в кредит. Её знают все банки города. И даже ещё летом боролись за неё как клиента, предлагали манкие условия кредитования. Она им диктовала. Осень внесла коррективы…
Кредиты дают под большие проценты. И все её беспокоят, просят погасить прежние задолженности. Общая сумма довольно велика — несколько миллионов. Взять новый товар она не может — поставщики требуют предоплату или нал по факту. Сети вовремя деньги не перечисляют — у самих трудности. Задержки выплат уже зашкалили — кто больше месяца, кто больше двух… Трагедия!
О том, что очень скоро посредники не будут нужны, я ей говорила давно. Но в суматохе подумать о будущем было ей как-то недосуг. Теперь носится от поставщиков к покупателям и везде просит, клянчит, рыдает, умоляет… Воз и ныне там. Товарный запас быстро тает, пополнять нечем. Кредиторы донимают. Должники отнекиваются.
Осложняет обстановку и тот факт, что практически все поставщики подняли цены. Для того, чтобы и ей поднять своим покупателям, нужно время, каждый ритейлер обязательным пунктом в договор поставки вносит информацию о предупреждении повышения цен за 2 недели — месяц. Сложившаяся ситуация на рынке продовольствия не дает такого зазора в сроках. Вся деятельность моей подруги становится экономически невыгодной. Изображение действия…
В таком угнетённом состоянии я её давно не видела. Она не понимает причин кризиса, не видит выхода, она стала заложником ситуации. Предпринимательская мысль ищет выход. Самое страшное, что начинают появляться мысли-убийцы… Застраховаться на сумму долга и… Пришлось давать волшебный пендель, чтобы выкинула эту дурь из головы.
Что же делать? Срочно диверсифицироваться! Подключать к вопросу выбивания долгов мужа, детей и т.д. Прописаться в приёмных своих покупателей. Сделать упор на товары повседневного спроса. Она заметила, что те хитовые позиции, которые были в ходу еще несколько месяцев назад, стали мертвым грузом. Повысился спрос на консервы, крупы, муку, сахар, все те товары, которые нужны в любые времена.
Продолжать переговоры с поставщиками. И там пошли угрозы, требования погасить дебиторскую задолженность. И думать как со временем уйти от этой деятельности, чем заняться. Этот кризис — прекрасный урок. Если и сейчас покупатель не придет к производителю напрямую, сколько же еще таких уроков пройти нужно?
Сколько же должно пройти времени, чтобы научились наконец грамотному менеджменту закупщики у ритейлеров? Когда же вырастет младое племя, сумеющее разорвать цепочку производитель – перекупщик – продавец? И начнут эти самые посредники что-то сами производить — товар, услугу. И снизятся цены на прилавках.
А пока звенит звонок «Кризис», народ идёт туда, где дешевле. Армия настроенных торговых гигантов начинает выживать. Как зеркало ситуации в стране. Голод нам не грозит, но мировой финансовый кризис задуматься о будущем заставит всех!
Пятирикова Жанна