Культура речи — это проблема, что, так или иначе, присутствует во всяком национальном сообществе и бывает предметом публичного обсуждения и пристального внимания языковедов, писателей, в общем, людей, неравнодушных к возможностям слова и престижа своего языка. Ведь литературный язык у всех народов отличается от разговорного, «народного», и требует постоянного бережного ухода, культивирования.
Вещание учителя — это инструмент его профессиональной деятельности, составляющая педагогического мастерства. Владению речью как средством профессиональной деятельности нужно учиться. При каких условиях речи учителя может быть инструментом продуктивного решения педагогических задач? Во-первых, профессиональное вещание учителя должно соответствовать требованиям культуры речи. Это показатель его образованности, интеллигентности, общей культуры. Язык как сущность, как специфическая знаковая система оказывается в речи. Вещание — это функционирование языка. Поэтому производительность речевой деятельности учителя зависит, прежде всего, от того, насколько его речь соответствует нормам современного литературного языка. Язык, который соответствует этим нормам, является правильным. Правильность — одна из характеристик культуры речи.
Под термином «культура речи» понимают соответствие ее не только современным литературным нормам, но и другим качествам, таким, как богатство, логичность, точность, чистота, выразительность, целесообразность. Во-вторых, профессиональное вещание учителя должно быть своеобразным «словесным действием». Цель этого действия — осуществление интеллектуального, эмоционально-волевого, морального воздействия на учащихся. Слова учителя должны нести в себе энергию его чувств, переживаний. В одних ситуациях речь учителя должна быть средством возбуждения активности учащихся (например, познавательной активности на уроке), в других — средством торможения их психических реакций (например, снятие негативных эмоций). Слово настоящего учителя вызывает у учащихся соответствующие чувства, внушает, убеждает. Поэтому учитель в общении с учениками должен ориентировать себя на целенаправленный отбор языковых и речевых средств.
Третье условие эффективности профессиональной речи учителя — его направленность на учеников. Направленности речи предоставляет, прежде всего, наличие собственного отношения к тому, о чем идет речь, искренность слов учителя, умение строить свой монолог как диалог с учениками, как прямое обращение к их чувствам, уму. Педагог-мастер всегда строит свою речь, предвидя возможную реакцию учащихся на слова, даже на тон, голос, которым они будут сказаны.