WEBcommunity

Британский опыт образовательных реформ

Британский опыт образовательных реформ является наиболее длительным и противоречивым, но одновременно богатым и успешным среди развитых стран, поэтому нашего внимания заслуживают как его целевые, так и процессуальные и результативные характеристики, то есть то, что согласно современной педагогической терминологии определяется как стратегия реформ.

Однако главное, как уверяют правительственные эксперты, не цифры как таковые. Изменения в культуре школ еще имеют поверхностный характер или, как выразился известный канадский исследователь английских образовательных реформ Б. Левин, «находятся на уровне кожи». Для предоставления им сущностного характера необходимы инвестиции в профессиональное развитие учительского корпуса, и предполагается осуществлять в течение следующих лет правления неолейбористского правительства. Поддержкой в деле изменения культуры школ стали такие реформаторские шаги: снижение наполняемости классов в начальной школе до 30 учеников, введение института школьных консультантов, создание летних школ для отстающих учеников, организация широкой общественной поддержки проведения национального Года чтения (1998-1999 гг) и Года математики (2000 г.), привлечение семьи к реализации стратегий грамотности.

Перестройка среднего образования. Предметом особой заботы Т. Блэра, начиная с 2001 года, стала среднее образование. Подготовительными шагами к реформированию этого этапа школьного стала разработка:

1) стратегий улучшения преподавания языка, математики и естественных наук учащимся 11-14-летнего возраста
2) академических, профессиональных и комбинированных вариантов учебных программ для учащихся 14-19-летнего возраста
3) системы мер по поддержке каждой «проблемной» школы
4) планов лишения успешных школ излишней регуляции и содействие каждой школе в приобретении ею собственной идентичности и этносу, осознании своей неповторимой миссии, что должно способствовать успеху образовательной системы в целом и развития креативности работников образования. Названные стратегии уже прошли период экспериментальной проверки и воплощаются в жизнь.

Важным проявлением единства всех четырех стратегий, стали программы исправления положения дел в школах с низкой успеваемостью. Таким программам предоставляется приоритетное значение как национальными, так и местными образовательными администрациями. Однако важную роль в этом процессе призваны сыграть успешные школы, партнерство с которыми должно принести пользу «проблемным» учебным заведениям. Лучшие школы побуждают к оказанию помощи своим более слабым партнерам. К делу исправления деятельности неуспешных учебных заведений привлекают также социальных партнеров: бизнес-структуры, общественные и религиозные организации. Последние четыре года количество неуспешных школ постепенно снижается.