Именно в этом возрасте возникает психологическое новообразование — Я — глубинная суть человека, подлинность, аутентичность, что позволяет ребенку отличать себя от других людей, чувствовать, переживать, осознавать реальность своего существования (деяния). Как активное начало, Я объединяет все жизненные проявления личности, обеспечивает взгляд на себя изнутри, осознание, изменение себя, регулирования своей жизнедеятельности, а также преодоление границ своего Я, чтобы понять свою глубинную суть, ценности, объединить свое прошлое, настоящее и будущее. Я наивысшей концентрацией субъективности (индивидуальности, глубинной неповторимости) и субъективности (внешней и внутренней активности, духовного созерцания) человека, в которой воплощаются все ощущения: от ситуативных состояний к кардинальным поступкам, фундаментальных жизненных решений, переживания собственной целостности и неразделимости своего прошлого, настоящего, будущего и вечного.
Выражение, повышение ценности собственного Я является одной из главных жизненных потребностей человека. В глубинах Я сосредоточена вечная совесть и верования человека.
В раннем детстве Я должен телесное выражение: раскованность, свобода или скованность, напряженность, улыбка или грусть, доброта и искренность или высокомерие и вызывающее поведение. Именно в этот период возникает тенденция к «силе Я», основой которой есть настоящие (нормативные) человеческие ценности и обеспечивающие развитие социальной направленности личности ребенка, или тенденция к «слабости Я», что выражается в чувстве неполноценности, инфантильных интересах. Эта тенденция вызывает постоянное напряжение в психике и противоречивость поведения (зависть, ревность, недовольство, агрессию, попытка использовать других людей в собственных интересах, дискредитировать их и т.д.).
Основными функциями Я внутреннего мира человека, обеспечение его целостности, саморегулирования жизнедеятельности, определение стратегии жизни и поведения, интеграция жизненного опыта, обеспечение саморазвития и самореализации, реагирование на моральные и социальные нормы и духовные ценности.
В своем развитии Я преодолевает несколько стадий, связанных с выделением его из внешнего мира, развитием произвольности и рефлексивности. Без Я человек подобен наполненной вещи, сундуку, в котором для новых вещей нет места, а старые сами портятся и портят хорошие вещи, лежащие рядом. Новые вещи некуда класть (новые впечатления не воспринимаются), а если это и удается, то использовать их нельзя (впечатление не улучшают взаимодействие с внутренним образом мира и объективным миром). Поэтому взрослые должны ответственно относиться к формированию Я ребенка на раннем этапе его развития.