Пытаясь определить сущность радости, психологи испытывают значительные затруднения. Поэтому некоторые из них идут в ее понимании от противного – чем она не является. Радость не сводится к чувству сенсорного удовольствия – эмоциональному тону ощущений, так как он локализован по органам чувств, в то время как радость не имеет локализации, она захватывает весь организм. Радость и эмоциональный тон возникают на разных уровнях эмоциональной сферы.
Радость определяется как активная положительная эмоция, выражающаяся в хорошем настроении и ощущении удовольствия. Хотя радость и отделяют от веселья, однако различие между ними трудно поддается определению. Так нерезко выраженное переживание радости может быть без веселья («тихая радость»), в то же время и веселье может быть без наличия радости, хотя очень часто радость является поводом для веселья.
Радость сопровождается переживанием удовлетворенности самим собой и окружающим миром. Очевидно, это и является ее главной отличительной чертой. Поэтому радость определяют как сильное удовлетворение.
Если говорить о субъективном переживании, то радость переживается как приятное, желанное, полезное, несомненно позитивное чувство, которое в самых общих словах можно назвать чувством психологического комфорта и благополучия. При радостном переживании душа и тело пребывают в состоянии релаксации или игры.
Например, ребенок не испытывает ни психологического, ни физического стресса, он беззаботен, он чувствует себя легко и свободно. Даже движения его становятся легче и уже сами по себе приносят ему радость.
Все эти ощущения, составляющие суть радостного переживания ребенка, воспроизводятся в переживании взрослого человека. Когда мы радуемся, мы становимся увереннее в себе, начинаем понимать, что живем не напрасно, что наша жизнь преисполнена глубокого смысла. Мы чувствуем себя любимыми, нужными, мы довольны собой и миром. Мы полны энергии, мы уверены в том, что преодолеем любые трудности.
Радость обостряет восприимчивость к миру, позволяет нам восхищаться и наслаждаться им. Радостный человек видит мир в его красоте и гармонии, воспринимает людей в их лучших проявлениях. Он склонен скорее получать удовольствие от объекта, наслаждаться им, нежели анализировать и критически осмыслять его. Он воспринимает объект таким, каков он есть, не стремясь улучшить или изменить его. Он воспринимает объект как часть мира, чувствует свою близость, причастность к нему, а не отдаляется, чтобы «опредметить» его. Объект воспринимается человеком как продолжение, расширение его собственного «Я».
Радость заставляет человека с особой остротой ощутить свое единство с миром. Радость – это не просто позитивное отношение к миру и к себе, это своеобразная связь между человеком и миром. Это обостренное чувство сопричастности, собственной принадлежности к миру.
Известно, что радость часто сопровождается ощущением энергии и силы. Возможно, это ощущение нельзя назвать интегральной составляющей радостного переживания, но личный опыт и данные экспериментальных исследований говорят нам о том, что оно является существенной частью эмоции радости.
Исследования выявили устойчивую положительную связь между показателями по шкале радости и показателями по шкале энергии. Ощущение энергии, сопровождающее радостное переживание, вызывает у человека чувство компетентности, уверенности в собственных силах.
Радость может быть следствием творческого успеха, но вовсе не обязательно ему сопутствует. Она возникает не только по поводу удовлетворения желания, достижения цели, но и по поводу предвидения удовлетворения желания (предвкушения). Впрочем, разница между этими двумя случаями небольшая. В последнем случае радость возникает как следствие уже свершившегося в мыслях желаемого события. Именно поэтому человек может испытывать радость и при мечтаниях, грезах.
Характерным для радости является ее очень быстрое возникновение, чем она приближается к аффекту. Не случайно радость определяют как реакцию на неожиданное получение чего-то приятного, желанного. Чем неожиданнее успех и чем дольше он ожидаем, тем больше радость по его поводу.
Однако бывает радость (торжество) и со знаком минус – по поводу неудачи соперника, конкурента, к которому человек испытывает неприязнь, и называется злорадством (злобной радостью). Некоторые дети, а порой и взрослые смеются над неудачами других людей. Это смех издевки, которая представляет собой комбинацию радости и презрения. Издевательства могут иметь чрезвычайно негативные последствия для того, на кого они направлены, – человек, все время подвергающийся осмеянию, начинает проявлять враждебность, его поведение становится неконструктивным. С другой стороны, и у того, кто получает удовольствие только от неудач другого, кто радуется только чужим ошибкам и провалам, тоже может развиться серьезное психологическое расстройство.
Если поводом для радости служит победа над ближним, если она является единственным источником радости, то это, опять же, может свидетельствовать о серьезных психологических проблемах. Радость победы – это прекрасное, чудесное переживание, но только в том случае, если эта победа одержана над самим собой, если это личный триумф, связанный с достижением важной, значимой цели. Но если единственным источником радости становится возможность взять верх над ближним, то такая стратегия может стоить человеку физического и душевного здоровья.
Радость легко распознаваема, о ее наличии свидетельствуют улыбка и смех. К. Г. Ланге, один из крупных специалистов по изучению эмоций, привел описание физиологических и поведенческих характеристик радости. Она сопровождается возбуждением двигательных центров, приводящим к разряду моторного возбуждения (жестикуляция, подпрыгивания, хлопание в ладоши), усилением кровотока в мелких сосудах (капиллярах), вследствие чего кожа тела краснеет и становится теплее, а внутренние ткани и органы начинают лучше снабжаться кислородом и обмен веществ в них начинает происходить интенсивнее.
Улыбка и смех как признаки удовольствия и радости обнаруживаются уже у новорожденного ребенка и сохраняются относительно неизменными на протяжении всей жизни человека. Человек научается улыбаться по самым разным поводам и самым разным образом, в зависимости от повода, вызвавшего улыбку. Однако истинная улыбка радости почти всегда одна и та же, как на лице новорожденного младенца, так и на лице пожилого человека.
Эмоция радости имеет важное социальное значение. Родители, ежедневно общаясь с ребенком, видят его радость и сами проявляют ее, и это постоянное встречное выражение радости повышает вероятность формирования взаимной эмоциональной привязанности. В младенчестве и раннем детстве чувство эмоциональной привязанности имеет необыкновенно важное значение для нормального развития ребенка, так как обеспечивает ему чувство безопасности. Если ребенок знает, что мать всегда рядом, что она в любой момент придет ему на помощь, он обретает чувство уверенности, которое так необходимо для развития познавательно-исследовательской активности.
Эмоция радости имеет позитивное значение не только для формирования взаимной привязанности между родителями и ребенком, но и влияет на развитие социальных отношений взрослого человека. Если общение с каким-то человеком доставляет вам радость, то вы наверняка будете доверять этому человеку, полагаться на него. Формирование чувства привязанности и взаимного доверия между людьми является чрезвычайно важной функцией эмоции радости.
Радостные переживания полезны и благотворны для человеческого организма. Когда мы испытываем радость, все системы нашего организма функционируют легко и свободно, разум и тело находятся в расслабленном состоянии, и этот относительный физиологический покой позволяет нам восстановить затраченную энергию.
По свидетельствам многих людей, перенесших то или иное заболевание, радостные переживания ускоряют процесс выздоровления. Клинические исследования показывают, что отсутствие положительной социальной стимуляции, служащей источником позитивных эмоций интереса и радости, может вызывать у человека серьезные психические и физические нарушения.
Чрезвычайно показательными являются результаты исследования психолога К. Изарда по изучению причины и следствия эмоции радости, в котором приняли участие около 130 студентов колледжа:
Причины радости:
Чувства – ответы (%)
- Удовольствие – 31,5;
- Возможность отрешиться от проблем и конфликтов, расслабленность, ощущение комфорта – 26,9;
- Уверенность в себе, успешность – 25,4;
- Ощущение, что тебя принимают, что ты нужен, что ты можешь что-то дать другим людям – 11,5;
- Другие чувства – 4,6.
Мысли – ответы (%)
- Мысли о приятных, счастливых событиях – 26,9;
- Мысли о конкретном человеке или конкретной деятельности – 23,8;
- Мысли об определенных действиях других людей – 21,5;
- Мысли о своих способностях, о своем успехе – 12,3;
- Мысли о благополучии в будущем – 6,2;
- Мысли о том, что тебя принимают, что в тебе нуждаются, что ты можешь что-то дать другим людям – 3,8;
- Другие мысли – 5,4.
Действия – ответы (%)
- Занятия любимым делом – 32,3;
- Успешное выполнение дела – 28,5;
- Помощь людям – 14.6;
- Действия, выполняемые совместно с определенным человеком – 11,5;
- Исполнение долга – 6,9;
- Стимулирующая и возбуждающая деятельность – 4.6;
- Другие действия – 1,5.
Последствия радости:
Чувства – ответы (%)
- Удовольствие-радость – 51,1;
- Чувство облегчения, расслабленности, покоя – 27,7;
- Уверенность в себе, в успехе – 5,8;
- Интерес-возбуждение – 5,1;
- Желание разделить радость с другими – 2,9;
- Чувство здоровья, активности, энергичности – 2,9;
- Чувства по отношению к определенному человеку или деятельности – 1,4;
- Другие чувства – 2,9.
Мысли – ответы (%)
- Приятные, счастливые мысли – 40,9;
- Мысль о том, что «жизнь – хорошая штука» – 16,8;
- Мысли о любимых вещах и занятиях – 13,9;
- Мысли о радостном событии – 9.5;
- Мысли, связанные с чувством уверенности в себе – 4,4;
- Мысли о том, что другие разделяют твою радость – 4,4;
- Чувство благодарности – 3,6;
- Мысли о достигнутых успехах – 2,9;
- Мысли о конкретном человеке или деятельности – 1,4;
- Другие мысли – 2,2.
Действия – ответы (%)
- Занятие любимым делом – 27,7;
- Выражение радости вербально или физически – 19,0;
- Разделение радости с другими, дружелюбные поступки – 13,1;
- Действия, нацеленные на продление радости – 9,5;
- Беззаботность, беспечность – 6,6;
- Усилия, направленные на успешное выполнение дела – 4,4;
- Действия, исполненные тихой радости – 2,9;
- Другие действия – 11,6.