WEBcommunity

Подготовка студентов факультетов начальных классов к внеурочной воспитательной работе

Подготовка будущих учителей начальных классов к внеурочной воспитательной деятельности происходит в педагогических вузах, согласно базовых программ Министерства образования и науки. Анализ действующих программ продемонстрировал, что количество часов, отведенных на теоретический материал, составляет 74%, из них 26% отведено на сугубо практическую работу. Такое соотношение часов может обеспечить единство теоретической и практической подготовки студентов к внеурочной воспитательной работы при условии, если студентов обеспечить в достаточном количестве часами прохождения практики. При других обстоятельствах такое соотношение часов теоретического и практического материала не может обеспечить эффективной подготовки будущих специалистов к осуществлению внеурочной воспитательной деятельности.

Проведенный нами сравнительный анализ по дисциплинам педагогического цикла показал, что их содержание не в полной мере обеспечивает формирование необходимых будущему учителю умений. Так, в одной из программ педагогических дисциплин педагогических факультетов не заложено полной мере формирования проективных умений по осуществлению внеурочной воспитательной работы. Вообще вопросы организации и планирования внеурочной воспитательной деятельности учителя 1-4 классов недостаточно освещается в программах высших педагогических учебных заведений, что требует более глубокого исследования этой проблемы, поиска путей для более эффективной подготовки будущих специалистов начальных классов к внеурочной воспитательной деятельности.

Анализ литературы по проблеме профессионально-педагогической подготовки позволил установить взаимосвязь воспитательной деятельности учителя начальных классов с процессом его подготовки и состоянию готовности к ее осуществлению. Он проявляется в преемственности и взаимообусловленности функций этих педагогических систем (подготовка выступает средством формирования готовности к деятельности, готовность является результатом и показателем качества подготовки и реализуется и проверяется в деятельности, деятельность выступает целью подготовки и одновременно выполняет функции ее регулирования и коррекции), а также в соответствия их структурных компонентов.
Под воспитательной педагогической компетентностью мы понимаем единство теоретической, практической, личностной готовности будущих педагогов к осуществлению воспитательной деятельности с младшими школьниками. Понятие «готовность к воспитательной работе» может конкретизироваться, когда речь идет о готовности к внеклассной, внешкольной и внеурочной воспитательной работы.

Так, готовность к внеклассной воспитательной работе означает овладение выпускниками педагогического вуза системой знаний, умений и навыков, необходимых учителю начальных классов для эффективной организации воспитательной деятельности с коллективом детей класса в условиях определенной школы.
Готовность к внешкольной воспитательной деятельности — это система знаний, умений и навыков, необходимых учителю для осуществления связи со специальными внешкольными учреждениями, для учета в личной воспитательной деятельности влияния образовательно-воспитательных занятий и культурно-просветительских массовых мероприятий, проводимых во внешкольных учреждениях с целью удовлетворения разносторонних культурных интересов и запросов учащихся, развития их самодеятельности и творческих способностей, целесообразной организации досуга.

Понятие «готовность будущего учителя начальных классов к внеурочной воспитательной работе» — это формирование готовности студентов педагогических факультетов к осуществлению всех видов воспитательной работы вне учебного времени, в частности внеклассной и внешкольной деятельности.

Учитывая результаты теоретического рассмотрения сущности внеурочной воспитательной работы учителя начальных классов, критического анализа специфики работы педагогов-практиков в этом направлении и изучения состояния готовности студентов педагогических факультетов к осуществлению внеурочной воспитательной работы с младшими школьниками, стала возможной разработка педагогически обоснованной и логически построенной инструментальной модели готовности будущих специалистов к внеурочной воспитательной работы с учащимися 1-4 классов.

В процессе теоретического исследования, обобщение практического опыта по подготовке студентов к осуществлению воспитательной работы в высших педагогических учебных заведениях особое внимание направлено на выявление исходных положений, определяющих принципов, которые отражают сущность, цели и задачи указанной экспериментальной работы и определяют ее содержание, формы и методы на каждом этапе обучения студентов. При этом мы опирались на общие принципы, образующие научные основы осуществления профессиональной подготовки будущих специалистов на современном этапе. Такой комплекс принципов составили: принцип гуманизации и учебно-воспитательного процесса (пропаганда идей человечности и добра, гуманные отношения между преподавателями и студентами); принцип демократизации (вариативность содержания учебно-воспитательного процесса, развитие педагогических основ сотрудничества между преподавателями и студентами); принцип взаимосвязь связи между всеми видами профессионально-теоретической и практической подготовки; принцип оптимизации учебно-воспитательного процесса (создание максимально учебной среды в высшем учебном заведении, стремление студентов к овладению различными способами творческой деятельности, необходимыми для вступления высшего уровня развития соответствующих знаний, умений и навыков); принцип индивидуализации (учет индивидуальных особенностей каждого студента, стимулирование способностей); принцип сочетания педагогического руководства с инициативой и самостоятельностью будущих учителей.

Материалы поискового эксперимента позволили определить педагогические условия, обеспечивающие эффективность технологии формирования у студентов профессионально-воспитательной компетентности.

Из них: осознание будущими учителями важности осуществления воспитательной работы во внеурочное время (регулятивно-оценочная компетенция); единство теоретических знаний, практических умений по осуществлению внеурочной воспитательной работы; профессионально-педагогическая образованность студентов по планированию прогнозирования, диагностики внеурочной воспитательной работы с младшими школьниками (когнитивно-воспитательная компетенция) ; овладение педагогической эмпатией, умениями и навыками диалогического общения (конструктивно-воспитательная компетенция).