Психология восприятия ребенком оценки определяется, прежде всего, его ожиданиями. Дети принимают на веру, усваивают все то, что слышат от родителей о себе: его оценки, обучение, способности, личностные качества, поведение.
Нужно ответственно относиться к каждой оценке, не оценивать неосвоенное, не распыляться на мелочи, формулировать ее по-разному, не унижая человеческого достоинства».
Итак, педагогическая этика учителя в процессе определения уровня знаний, умений и навыков школьников проявляется в выборе гуманистической стратегии оценивания: поддержка оценке, предварительная оптимистическая оценка, предоставление шанса получить высшую оценку, авансированный подход. Такая этико-педагогическая стратегия в наибольшей степени отвечала бы теории перспективных линий развития ребенка.
Воспитательная функция этики педагога касается развития идентичности личности младшего школьника, интеграции в коллективе, его социализации, формирования нравственных качеств и норм поведения.
В психолого-педагогических исследованиях последнего времени экспериментально доказано, что школьники, которые учились у учителей с высоким уровнем общей культуры, значительно отличаются от школьников, имеющих учителей с низким уровнем культуры. Атмосфера доверия и комфортности в классе способствовала появлению субъективного отклика учащихся на индивидуальность учителя, выявлению ими моральных качеств.
Воспитательная функция педагогической этики реализуется в процессе подражания учеником поведения учителя. Он словно проецирует на учеников свой мир морали, который является миром ценностей. То есть происходит идентификация личности младшего школьника, которая определяется путем подтверждения собственных ценностей, формирование идеала для воспроизведения поиска модели собственного поведения.
Подражание детьми этическому поведению учителя несет двойной результат: во-первых, создает коллективную атмосферу взаимоуважения, а также непринужденности учебно-познавательной деятельности, во-вторых, формирует у школьников этические нормы, моральное поведение в обществе.
Психологи заметили и такую особенность: ребенок младшего школьного возраста переносит систему ожиданий относительно первого учителя на других учителей. По условиям эмоционально благоприятного общения с основным учителем, ученик начальной школы, как правило, откровенней и любезней, чем в отношениях с другими учителями. Совсем иначе ведет себя ребенок с низким психолого-педагогическим статусом: нервозный, агрессивный, готовый к восприятию негативных оценок.