В «Словаре русского языка» счастье определяется как чувство и состояние полного удовлетворения, а в «Философском энциклопедическом словаре» – как чувственно-эмоциональная форма идеала, как понятие морального сознания, обозначающее такое состояние человека, которое соответствует наибольшей внутренней удовлетворенности условиями своего бытия, полноте и осмысленности жизни, осуществлению своего человеческого назначения. В то же время отмечается, что понятие счастья имеет нормативно-ценностный характер, так как оно выражает представление о том, какой должна быть жизнь человека, что именно является для него блаженством.
Еще А. Шопенгауэр писал, что «…наше счастье зависит от того, что такое мы сами, каковы мы, от нашей индивидуальности, меж тем как большею частью в расчет принимается только наш жребий, только то, что мы имеем или что представляем… Поэтому-то Гете и говорит:
Раб, народ и победитель
Сознаются все давно:
Счастье высшее земное
В личности заключено.
Что для нашего счастья и наслаждения субъективная сторона несравненно важнее и существеннее объективной – это подтверждается на всем…». И далее: «Счастливыми или несчастными нас делает не то, каковы вещи объективно, что они есть в действительности, а то, что они такое для нас, каковы они в нашем восприятии».
Таким образом, понятие «счастье» является сложным, имеющим как когнитивный, так и эмоциональный компонент, который отражает как оценку своего существования, так и отношение к себе как к счастливому или несчастному человеку. При этом четких и единых для всех людей критериев счастья нет.
Безусловно, имеет значение эмоциональность человека, его экзальтированность, сила потребности. Одними людьми один и тот же успех воспринимается как счастье, другими просто как удача, а третьими – как то, что и должно было быть. В связи с этим высказывается даже мнение, что понятие «счастье» вряд ли можно оценивать как достаточно конструктивное для психологического исследования.
Сложность понимания феномена счастья состоит и в том, что этим словом обозначается и сиюминутная радость человека (так называемое «вершинное переживание» – кратковременное ощущение безграничного счастья и полноты жизни, например счастливый миг победы). Чем чаще у человека возникают эти сиюминутные радости, тем более счастливым он себя считает. В связи с этим счастье определяется как осознание человеком удовлетворенности своей жизнью или как частота и интенсивность позитивных эмоций.
Собственно, об этом писал еще А. Шопенгауэр:
«Пусть человек будет молод, хорош собою, богат и пользоваться почетом; но если хочешь оценить его счастье, следует спросить, – веселого ли он при этом нрава; если же, напротив, он весел, то решительно все равно, стар он или молод, горбат или строен, богат или беден: он счастлив. В ранней молодости мне попалась раз старая книга, в которой было сказано: «Кто много смеется – счастлив; а кто много плачет – несчастлив». Как ни глуповато это замечание, я не мог забыть его из-за его простой истинности, хотя оно представляет верх трюизма… (Веселость) одна представляет, так сказать, звонкую монету счастья, тогда как все остальное лишь банковые билеты, ибо она одна осчастливливает непосредственно в настоящем».
К. Изард пишет: «Счастливые люди в хорошем настроении переживают состояние истинной приподнятости, которое характеризуется энергичным, открытым, живым интересом к полноте и богатству окружающего мира и чувством собственной включенности в происходящее, активным участием в нем.
Хорошее настроение у несчастных людей, как у мужчин, так и у женщин, выражается в переживании чувства облегчения, оно воспринимается ими как своего рода передышка от тревог и волнений, которыми насыщена их жизнь.
Люди с устойчивым настроением в хорошем расположении духа переживают чувство удовлетворенности, гармонии в отношениях с миром и людьми; в такие минуты они покойны, нежны и любвеобильны.
Люди с переменчивым настроением переживают пик приподнятости как интенсивную эмоцию радости, как интенсивное чувство довольства богатством окружающего мира и собой. Это состояние отличается от состояния энтузиазма менее активным участием индивида в происходящих событиях, большей его увлеченностью внутренними переживаниями, такими как чувство уверенности в себе и чувство независимости».
Надо сказать, что длительное счастье приходит вместе с состоянием творческого отношения к жизни. Творческий подъем – единственное условие действительной радости и максимальной удовлетворенности собой и качеством собственной жизни. Человек счастлив, когда в нем расцветают творческие идеи, – тогда в него вливаются новые силы, тело чувствует легкость, развиваются способности и возможности личностного потенциала, появляется непоколебимая уверенность, что все желаемое достижимо.
Ощущение бесконечного движения от одного достижения к другому, неисчерпаемый кладезь желаний как творческих замыслов, чувство самореализованности и осмысленности существования – вот, пожалуй, единственное бесконечное счастье жизни.