Кто к потреблению пришел, тот от потребления и погибнет!
В.Кабрут
Главная тема начала нашего века: какое будущее у человечества, наполненное катаклизмами, или есть перспектива спокойного развития?
Общество потребления. Для одних — это идеал, к которому следует стремиться, для других – это ужас. К своему сегодняшнему виду экономика западного мира шла примерно три века. Сначала она выстраивалась на традиционных формах производства, основанного на естественных источниках энергии и плодородии земли. Затем, порожденная промышленной революцией, она превратилась в индустриальную экономику, уже потребовавшую механические приспособления и прочее.
Но к концу XIX века появилось знание психологии покупателя, и это существенно изменило все экономические процессы. Производители стали понимать, что от того, насколько потребители ощущают необходимость тех или иных товаров для себя, напрямую зависит их процветание. Это понимание выразилось в ставшей знаменитой фразе: «реклама – двигатель торговли», то есть создание у потребителя желания приобрести рекламируемый товар как вещь, жизненно ему необходимую.
На самом деле, реклама сделала нечто большее: она создала новую экономику, экономику излишеств. Экономика превратилась в производство товаров, предназначенных для утоления несуществующей потребности человека. Потребности, о которой потребитель не подозревал, пока ее в нем не вызвали желания производителей товара, стремящихся его продать. Это товары, в которых, на самом деле, нет необходимости для нормальной жизни, но если внушить человеку обратное, то тогда товар начинает движение к потребителю. Так реклама дрессирует нас, заставляя выстраивать свои желания в направлении, нужном продавцу.
Наступило настоящее господство искусственно вызванных потребностей, которые превратились в суть, идеологию западного общества. Если обратиться к ассортименту товаров, предъявляемых потребителю, обнаруживается, что только 25-30 процентов из них являются жизненно необходимыми для него, а остальные работают на потребности, которые ему навязала экономика излишеств. Их искусственно создают и делают потом все, чтобы мы от них не не могли отказаться.
Для этого придуманы были технический прогресс и мода. А как же! Какие еще там новенькие функции у моего мобильника появились? Они мне, в общем, не нужны, но хочется иметь самое, самое… Cool! Так экономика излишеств вызывает у нас излишние потребности, и мы, движимые правилом: привычка – вторая натура, выстраиваемся задолго до открытия магазина, чтобы купить, заглушить зуд приобретения и стать человеком, которому, хоть на время, все бы завидовали. Это такая мотивация, я вам скажу, такое классное ощущение собственной важности! Я даже не осознаю, что кто-то манипулирует моими потребностями! Вот если я один, то, может, подумал бы, но ведь все так! Я понимаю: стадное чувство, но… Так одни стали заложниками желаний других людей.
Более того, чтобы обеспечить товарооборот на рынке излишеств, была внедрена в наше сознание аксиома, что немодная вещь заменяется модной, даже, несмотря на то, что нам она не нужна. Для чего? Чтобы мы меняли одно на другое, ведь, чтобы производить и сбывать новое, нужно вызвать желание к этому. Так мы живем.
Экономика излишеств, искусственных желаний составляет пресловутое общество потребления. Нам внушают, что нам нужно больше товаров, и наше желание приобрести их создает возрастающий спрос. Тогда появляются кредиты, только купи, заплатишь потом, да с процентом, а что ты хочешь? Тебе же дают деньги, то есть возможность купить, так за нашу доброту заплати!
Ну, а теперь бочку дегтя в ложку меда. Так, что мы имеем от экономики излишеств? Так ли все хорошо оттого, что у меня две машины да по телевизору и телефону в каждой комнате?
Экономика излишеств привела цивилизованное человечество к огромной опасности. Стремление к излишествам уничтожает неживую, растительную и животную природу, уничтожает и людей, тех, кто препятствует этому стремлению.
Энергетический кризис охватил планету, ведь ресурсы природы истощаются. Ресурсы, которые мы используем хищнически. Большая часть материалов, которые были затрачены на производство излишков, улетели в никуда. Мы во много раз больше потратили энергии на содержание экономики излишеств, чем это было необходимо с точки зрения удовлетворения основных потребностей, чем нужно было для разумного достойного существования. Поэтому и идут войны за нефть, другие полезные ископаемые, ведь их не хватает для поддержания на плаву экономики потребления. Обратите внимание на логику развитых стран: природные источники энергии нам нужны гораздо более, чем хозяевам территорий, где эти источники находятся. Мы будем добывать сырье нашей индустриальной мощью, а им продавать продукцию нашей экономики излишеств, вовлекая, таким образом, в карусель потребления.
Психологический аспект происходящего в том, что экономика излишеств несет нам не только благосостояние, но и периодические катастрофы. Причем, периодическими они были до времени «культа личности» глобализации. Мы, со все возрастающей болью, начинаем видеть алчность, некомпетентность свою, как хозяев планеты, осознавать, что экономика потребления основана на совершенно нерегулируемых эгоистических отношениях между нами. Именно этот наш недостаток определяет несовершенство и изьяны экономики.
Все призывы: «давайте будем сдержанными, нужно меньше потреблять» — нереальны, ведь не остановить наши растущие желания. Мы никогда не согласимся на ограничения без ощущения компенсации за сдерживание своего желания получать, то есть получения большего удовольствия, чем от материального поглощения. Таким наполнителем могут стать духовные наслаждения, а не телесные. Ерунда? Пока да, так нам кажется. Это психологическая проблема… Однако это единственный выход сделать экономику другой, неэгоистической.
08.07.2011 Влад Рутус
Редакция Мировой кризис