Лиду разбудил дождь. Она открыла глаза, и Пальма, что спала возле кровати, тявкнула от восторга и бросилась облизывать ей лицо и шею. Вот кто любил ее по-настоящему. Лида встала и поплелась на кухню. Чашечка кофе помогла проснуться окончательно. На водку она сегодня и не посмотрела — ждала приезда сына.
Все, что наполняло ее серую жизнь хоть каким содержанием, было связано с тем, кто ее растоптал. Он, принц на белом коне, стильный мальчик из города, попавший в их село по распределению, подарил ей дитя — Ефимчика, благородно, без принуждения, женившись. Этот дом он получил от председателя сельсовета. А однажды принес щенка — лопоухий комочек нежности …
Когда Ефим был маленьким, он тоже любил свою маму, не догадываясь, что можно стыдиться ее пролетарского происхождения, сельских словечек. Мальчик любил прибегать к ней на почту и наблюдать, как мама быстро и ловко пакует бандероли, как клеит полоски бумаги с черными жучками букв на серые телеграммы, как выдает денежные переводы. И гордился, что маме симпатизировали за ловкость, веселую улыбку и добрый нрав.
Отец не очень подпускал к себе сына, возможно, через свою холодную и сдержанную натуру. Это только потом Ефим понял, что именно благодаря отцу он хорошо учился, благодаря отцу полюбил читать и выучил английский …
… Крепко сбитая, на века, Лидина жизни оказалось неустойчивым навесом, когда человек, получив приглашение на работу, поехал в город сам, якобы обустраиваться, а потом написал письмо: «Извини, но я решил подать на развод. Наш брак был ошибкой, а ошибки надо исправлять «. Ефиму тогда было двенадцать лет, но мать, не найдя правильных подходов, рубанула сыну с плеча: «Твой отец — негодяй. Он нас покинул «. Односельчане сочувствовали бедной женщине, которую бросил муж, и стремились утешить ее, приглашали к столу … Однако от сладких наливок горечь в душе не проходила.
Однажды, где-то через полгода, решилась поехать в город к любимому. Нет, она не будет упрекать его — конечно, сердцу не прикажешь. Она просто посмотрит ему в глаза и спросит: «Зачем так трусливо, по предательски? А сына почему наказал? «.
Ждала его в скверике у конструкторского бюро, в котором работал. Вдруг подъехала белая «Волга» и из нее вышел предатель с очаровательной блондинкой. Лида смутилась. Подойти не решалась, только горячим взглядом впилась ему в спину. Мужчина, видимо, почувствовав то жар, повернулся и замер от удивления. Следовательно, шепнув то на ушко блондинке, подошел к Лиде. Предложил посидеть в кафе. Там, заказав для нее картошку фри с отбивной, во всем покаялся и пообещал, что будет помогать сыну.
В город она больше не ездила, зато Ефим наведывался туда регулярно. От сына и узнала о подробностях жизни своего инженера: когда машину купил, когда бизнес начал, когда женился, когда еще один сын родился …
Шли годы … Лиду засасывало одиночество, и она все чаще поливала жгучую рану водочкой. В бедламе собственных мыслей и переживаний не сразу заметила, как вырос и изменился сын. А когда накануне выпускного заговорила с ним о выборе профессии, парень засмеялся ей в лицо:
— Мам, ты что, с дуба упала? Я в Англии буду учиться, мне папа пообещал!
Когда Ефим уехал, Лиде показалось, что она умирает, земля поглощает ее, окутывая мраком и тленным холодом. Она начала ходить к подругам — таких же, как и она, неудачников. На почте ее не ругали — ну, попивает с горя … Она по-прежнему, все успевала и всех подменяла.
Попрощались они с сыном холодно. А вот встреча была чрезвычайно теплой — видимо, почувствовал парень недостаток материнской любви и ласки. Однако на Новый год поехал к отцу. Лида тешила себя: а что же ему здесь, в деревне, делать? И разве ровня их елка городской — с фейерверками и развлечениями? Ей и трех дней было достаточно, чтобы повеселеть. Жаль только, что Ефимчик не смог приехать попрощаться перед отъездом в Англию.
А когда сын не поздравил ее с днем рождения, позвонила бывшему:
— Когда приезжает Ефим?
— Да он уже две недели в городе тусуется, — ответил тот невозмутимо, — вот на море ехать собрался.
Так Лида узнала об очередном предательстве. На этот раз сына.
С тех пор как сын переехал к отцу в роскошный собственный дом, они виделись очень редко. И Лида переступила через свою гордость и попросила у сына милостыни — посещать ее хотя бы изредка. Сын сжалился, и теперь она смаковала очередную подачку.
Лида закончила уборку и взялась хозяйничать на кухне. Уловив запах жареного мяса, Пальма подхалимски закрутила хвостом.
— Ефимчик вот-вот приедет, — поделилась с ней радостью Лида, — наше солнышко ясное.
И собака, под старость стала сентиментальной, вплоть завизжала от восторга, хотя раньше считала сына соперником.
Была уже четыре часа пополудни. У Лиды на душе нарастало волнение, она не могла найти себе места и сновала по комнате.
Телефон зазвенел так внезапно и тревожно, что у женщины задрожали руки, и чуть не разорвалось сердце. Вспотевший ладонью она взяла трубку и услышала сына голос:
— Не спишь? Я не приеду, мама, передумал. Папа купил мне машину, и я с друзьями еду на море.
— Я тебе совсем не нужна, — заплакала Лида. — Я так по тебе соскучилась.
— Ну почему же не нужна? — Якобы смилостивился сын. — Зимой увидимся, перед Новым годом — не последний год живем.
— Зимой? — Зарыдала Лида, как девочка, которая потерялась в чужом городе.
— Ну вот, — раздраженно пожаловался кому-то сын, — ревет … Алкашка конченная …
… Труднее всего было выманить Пальму на улицу. И Лида показала ей миску с ароматным печеньем, умная собака не выдержала искушения и покорно поплелась к сараю.
… Первыми заволновались коллеги. За 27 лет работы Лида ни разу не опоздала, даже больничного никогда не брала, перенося все болезни на ногах. А здесь не просто прогуляла, но и к телефону не подходила. Вечером к ней шагала целая делегация — проведать. Увидев у порога Пальму, коллеги поняли, что случилась беда.
Пока думали, что делать, пока участкового вызывали, кто-то дернул за ручку. Дверь открылась … Лида и здесь стремилась облегчить жизнь соседям. А может, надеялась, что в последнюю минуту о ней кто-то вспомнит и спасет? Причину смерти определили быстро — возле дивана валялись две пустые бутылки из-под димедрола.
Самоубийство бывшей жены бизнесмена так взволновало односельчан, что они осмелились бросить вызов обнаглевшим толстосумам и похоронить Лиду собственными силами. Женщины одели и подкрасили покойницу. И вдруг впервые заметили — а она же красивая женщина! И лоб такой высокий, и волосы густые, и губы чувственные …
— Может, вызвать этих козлов, пусть хоть покаются, — не выдержала одна из коллег.
Но председатель сельсовета только устало махнул рукой:
— Забудь! Она и живым им не нужна, а уже мертвая и подавно.
Когда добрались кладбища, небо затянуло тучами. И никто не спешил домой, каждый хотел сказать о Лиде теплое прощальное слово. И пока крестьяне высказывались, под густыми ресницами покойной собрались капельки росы, словно она все слышала и не сдержала слез …