WEBcommunity

Развитие общения у подростков

 

Ты стал подростком и это период, когда потребность в общении со сверстниками становится одной из основных твоих потребностей. И хотя желание общаться со сверстниками, стремление иметь друзей отмечаются и в более ранних возрастных периодах, в возрасте подростка эта потребность приобретает новое качество — и по содержанию, и по формам выражения и по роли, которую она начинает играть в твоей внутренней жизни, т. е. в твоих переживаниях и мыслях. Усиливается значение общения со сверстниками для твоего психического развития. Особенно усиливается стремление к общению со сверстниками на развитие в 12-13-летнем возрасте.

В этот период наиболее значимо групповое общение, общение в компании сверстников, пик которого приходится на 13-14 лет. Принадлежность к группе играет существенную роль в твоем самоопределении  и в определении твоего статуса в глазах сверстников. Группа создает особое чувство — «чувство мы». Деление на «мы» (сверстники, члены одной группы) и «они» (взрослые или ровесники, но члены другой группы) имеет для тебя очень большое значение, что часто не учитывается взрослыми.

Желание добиться признания со стороны сверстников приводит к тому, что ты стремишься соответствовать их требованиям, что, в свою очередь, оказывает серьезное влияние на твое нравственное развитие. Особенно на твое поведение начинают влиять нормы, стихийно складывающиеся в группе сверстников. Как известно, в основе этих норм лежит представление о товарищеской солидарности, взаимовыручке. В ситуации конфликта требований взрослых и сверстников подростки сознательно предпочитают нормы, принятые среди сверстников.

С развитием группового общения связана одна из наиболее сложных проблем подросткового возраста — проблема отверженности. От отверженности следует отличать низкую общительность, когда ты по тем или иным причинам не включаешься в группу. Обычно у тебя есть один — два близких друга. Наличие таких друзей служит важным признаком, позволяющим различать эти явления. При отверженности переживания могут быть негативными, если ты адекватно осознаешь свое положение, либо неадекватными позитивными, выполняющими защитную функцию, если ты оцениваешь свое положение как благополучное. При низкой общительности адекватности осознания соответствуют позитивные переживания.

От подлинного одиночества следует также отличать «квазиодиночество» — чувство, которое переживают многие подростки. Оно носит, как правило, ситуативный характер и связано с тем, что ты начинаешь чувствовать себя непохожим на других. Это вызывает у тебя так называемые амбивалентные переживания: одновременно привлекает и отталкивает тебя. В этом смысле переживание себя как «изгоя», мысленное проигрывание и примеривание к себе этой роли оказывается значимым для развития твоей Я-концепции. С утверждением себя, своей позиции среди сверстников часто бывает связано также стремление любой ценой утвердить свое лидирующее положение, которое может принимать достаточно уродливые, а временами и опасные формы.

Столкновение норм, принятых в группе сверстников, с требованиями взрослых нередко становится причиной подростковой лжи. Ты ценишь группу сверстников и поэтому ведешь себя так, как та ожидает от тебя, но при этом ты не хочешь огорчать взрослых или же боишься наказания, поэтому нередко обманываешь их. Основные проблемы, с которыми ты сталкиваешься в подростковом возрасте – это общение со сверстниками, популярность или непопулярность среди сверстников, отношения с родителями, первые неудачи в общении с противоположным полом.

Светлана Сушинских