WEBcommunity

«Интеграция. Стратегия выживания человечества»

Из главы «Отмирание потребительской идеологии»:

Когда человек не получает настоящего наслаждения и остаётся неудовлетворённым, он начинает менять различные удовольствия, как бумажные салфетки. Если у человека нет удовлетворения от покупки, он начинает покупать снова, покупает тысячи ненужных ему вещей. Ездит в сотни ненужных ему мест, смотрит тысячи неинтересных ему передач. Меняет работу, друзей, семьи. Теряет покой, бегает как белка в колесе, и, в конце концов, становится ещё более несчастным. Психология потребления заставляет людей возмущаться имущественным неравенством. А как иначе, если реклама буквально кричит людям – если у тебя нет iPhone – ты не человек, если у тебя нет отдельной квартиры – ты не человек, если у тебя нет новой машины – ты не человек. Нам не нужны на самом деле все эти покупки, мы просто хотим, чтобы нас считали людьми. Вот на этом стремлении нас и научились ловить. И в этом корень проблемы.
Болезнь потребительства начала широко распространяться в мире лишь с изобретением промышленного производства и рекламы. К примеру, Китай до эпохи модернизации производил больше товаров, чем любая другая страна, но, тем не менее, не был болен потребительством. Когда король Великобритании Георг IIIпослал дары китайскому императору, тот ответил: «Небесная империя, правящая на пространстве между четырьмя морями… не ценит редкие и дорогие вещи… точно так же мы ни в малейшей степени не нуждаемся в промышленных товарах вашей страны». Но времена изменились. Китайцы перестали прятаться за великой стеной, вышли в глобальный мир и заполнили его собственными промышленными товарами. Отчего же сегодня весь мир стал так ценить вещи, причём не только редкие и ценные, но даже одноразовые?
Бесконечно потребляя, человек пытается при помощи материальных удовольствий заполнить в себе пустоту, которая вовсе не относится к нашему животному телу. Эта пустота вызвана вопросом: «Где моё место в мире?». Нашему телу не нужна столь частая смена наслаждений. Оно сходит с ума от беспрерывного потока сладкого, острого, яркого, нервного. Но мы, под влиянием окружения, пихаем в него всё больше и больше, пока, в конце концов, не умираем от переедания и перепотребления.

Михаил Глизерин
http://samlib.ru/editors/g/glizerin_m_a/integration2.shtml