Роль социологии в обществе определяется его предметом, а реализуется функциями.
Главной из функций является теоретико-познавательная, которая заключается в том, что социология вместе с другими науками активно участвует в познании объективной реальности, помогает выяснять и формировать новые теоретические и практические знания о мире, в котором живет человек, о закономерностях развития социальных отношений в нем.
Социология молодая и очень динамичная наука. Она все еще находится в стадии становления, и в ней много «белых пятен»: не сформирована окончательно методология, продолжаются дискуссии даже вокруг самого предмета изучения, не разработаны теории многих социальных явлений, не полностью сформирован понятийный аппарат и т.п., поэтому теоретико-познавательную функцию прежде направлено на саморазвитие науки, познания самого себя. Это соответственно стимулирует деятельность и самих социологов.
Основной задачей социологии, связанным с теоретико-познавательной функцией, является исследование социальных явлений и процессов. При этом каждое явление, каждый процесс следует рассматривать в комплексе, во взаимосвязи и взаимозависимости с другими явлениями и процессами. Важнейшие научные результаты социологических исследований получают свое воплощение в различных отчетах информационных и аналитических довод, монографиях, выступлениях ученых страницах центральных газет, по телевидению и радио. И это является проявлением описательно-информационной функции социологии.
Кроме того, социология оказывает конструктивную помощь в решении или прогнозировании развития практических проблем, возникающих в различных областях общественной жизни: экономико-хозяйственных, политических, поведенческих и т.д..
Такая функция называется прикладной, прогностически-преобразовательной, или конструктивной. Как справедливо отмечает К. Грищенко, социология, пожалуй, единственная из общественных наук, которая не только призвана, но и имеет реальные возможности раскрыть состояние, направление, тенденции движения современного общества, спрогнозировать ближайшую и отдаленную перспективу его развития, причем не только в исследовательском, теоретическом плане, но и в практическом, прикладном. С помощью социологических исследований выявляются отклонения в развитии социальных отношений, своевременно прогнозируются явления, разрабатываются социальные технологии, системы управления социальными организациями.
Нельзя осуществлять преобразований, затрагивающих интересы многих людей, без учета, как именно эти преобразования восприниматься ими.
В прошлом отечественных социологов не привлекали к подготовке фундаментальных управленческих решений. Таким образом можно привести много примеров, когда масштабные решения, которые принимались без социологической экспертизы, оказывались не только нежизнеспособными, но даже вредными: построение колхозов и совхозов, признание населенных пунктов «неперспективными», попытки ликвидации личных подсобных хозяйств, построение «дворцов культуры» в небольших поселках, на мелких предприятиях, «переброски» рек, образования искусственных водоемов и переселения в связи огромных масс населения и т.п..
Сейчас, как консультантов и экспертов, ведущих социологов постоянно привлекают к многочисленным государственных и общественных организаций с целью обоснования принимаемых ими решений, прогнозирования их последствий, анализа электорального поведения населения и т.п..
Однако, как справедливо замечает К. Грищенко (о других известных социологах можно узнать из этого сайта: http://uastudent.com/category/sociologija/), делается это еще не достаточно. Научные достижения социологии еще не привлекают должного внимания со стороны высших законодательных и исполнительных органов власти, выводы и рекомендации ученых недостаточно учитываются при решении сложных социальных проблем современного развития общества, что, наряду с другими факторами, приводит к крайне неэффективное функционирование многих его структур.
Главной причиной невостребованности социологии является то, что интересы страны и ее граждан, с одной стороны, и интересы властных структур, с другой — далеко не всегда совпадают.
Такое расхождение интересов во многом обусловлена преобладанием во властных структурах эгоистически-клановых интересов, влиянием теневых механизмов деятельности отечественных олигархов.
Популяризация социологических знаний среди управленческого персонала, представителей властных структур предотвращать многим негативным последствиям управленческих решений. Эффективное прогнозирование и разработка таких решений возможны лишь при условии социологической грамотности управленцев, глубокого усвоения ими знаний, методов и методик социологии, формирование практических навыков их применения.
Последнее относится уже к мировоззренчески-образовательной функции социологии, которая проявляется в популяризации и распространении современных научных знаний и представлений о механизмах социальных процессов. С 1992 года социологию изучают будущие специалисты всех профилей. Это будет способствовать постепенному преодолению стереотипов «технократического» и «чисто экономического» мышления руководителей разных уровней управления.
Американская социологическая ассоциация постоянно публикует достаточно объемные списки должностей, на которые могут претендовать люди, которые получили социологический профессиональный подготовку разного уровня обучения. В нашей стране социологов (помимо чисто социологических служб) приглашают на работу в различные административные органы, отделы министерств, службы занятости, теле-и радиоцентры, органы правопорядка. В последние годы распространяется новый вид трудовой занятости на базе социологического образования — социальная работа.
Однако социология имеет возможность влиять на социальную жизнь
не только через структуры власти. Одним из путей распространения социологических знаний является сотрудничество социологов-профессионалов из управленцами, предоставления последним методической и консультативной помощи. Для распространения и популяризации социологических знаний нужно использовать и средства массовой информации, издательскую базу. Пропагандируя социологические знания среди всех слоев населения, ориентируя их, помогая разобраться в сложных проблемах, определяя оптимальные варианты деятельности, она оказывает непосредственное влияние на все слои общества. Социологические знания, научное толкование событий, которые произошли в обществе, проникают в сознание, формируют социологический стиль мышления, который заключается, по меткому выражению американского социолога П. Бергера, в умении видеть человека в обществе и общество в человеке, понимать, как сочетается индивидуальное с общественным, как происходит взаимосвязь всех социальных явлений и процессов.
Это уже относится к идеологической функции социологии, ориентирующая, мобилизует, прежде через образование, через проникновение социологических знаний и социологического стиля мышления в различные сферы общественной жизни. Некоторые ученые не признает идеологической функции социологии, мотивируя это тем, что идеология — непременно классовая по содержанию, политически ориентирована система взглядов. Но в широком смысле идеология — это совокупность взглядов и представлений, которые ориентируют людей, мобилизуют их для определенной общественно значимой деятельности.
Реализация функций социологии неотделима от тех воспитательных эффектов, проявляющихся в формировании диалектического соотношения общечеловеческих, групповых коллективных и индивидуальных социальных интересов и отношений, которые способствуют взаимопониманию,
сохранению и развитию индивидуальных предпочтений, облегчению взаимодействия представителей различных социальных групп и профессий. Материальной основой этого процесса является разнообразие форм собственности на средства производства. И на этом следует особо подчеркнуть, ибо известно, что философия образования когда-то выдвинула тезис о всемогуществе воспитания. Веру во всемогущество воспитания и быструю смену сознания в условиях общественной собственности, как известно, поддерживали политические деятели советского государства и коммунистической партии, предоставляя огромное значение идеологическому влияния на трудящихся, усилению агитации и пропаганды. Однако практические последствия этого процесса в значительной степени разошлись с прогнозами. Очевидно, взаимосвязь общества и лица нельзя сводить только к идеологического воздействия первого на второго. Актуальным в этом плане преодоления отчуждения человека от средств производства через разгосударствление, ликвидацию монополии государственной собственности, переход к различным формам собственности, к рыночным отношениям. Это будет способствовать активизации человеческого фактора, преодолению социальной апатии, будет залогом успешного решения проблем становления независимой Украины.
Таким образом, функции социологии разнообразные, но главное в них — дать объективные знания социальной реальности, выявить негативные тенденции, предвидеть их последствия, оптимизировать управленческие решения. Социология должна определить реальные условия для организации эффективной деятельности людей.