Особая потребность в социологических знаниях и рекомендациях ощущается сейчас в связи с кардинальными преобразованиями общества, коллективным субъектом, которым является все население. Преобразование не может быть успешным без учета отношения людей к его целям и программ без сознательного активного участия народа в осуществляемых социальных преобразованиях, в инновационных процессах.
Для того чтобы определить тенденции развития любых явлений, выбрать оптимальные средства управления ими, надо знать возможности социальных общностей, изучаемых использовании средств, которые предлагаются.
Преобразования, осуществляемые в нашей стране, затрагивают интересы всего населения, меняют имущественный и социальный статус, трансформируют поведение многих социальных групп, взаимодействующих между собой. В этих условиях органам управления крайне необходима полная, точная и достоверная информация о реальном состоянии дел в любой сфере общественной жизни, о потребности, ценности, интересы, поведение различных социальных групп, а также о возможности влияния их поведения на общественные процессы. Давать такую информацию — задача социологии.
Иначе говоря, социология должна обеспечивать надежную обратную связь в организации управления общественными преобразованиями. Только глубокое изучение мнений и настроений трудящихся, учета их потребностей и интересов, повышения действенности и оперативности социологической информации будет способствовать обновлению любого общества.
Значительная роль принадлежит социологическим знанием в конкретизации решений правительства, каждое из которых имеет социологически осмысливаться и обосновываться.
Социология обнаруживает взаимосвязь социальных отношений и процессов в различных сферах с такими же процессами на государственном уровне. Для этого следует как можно точнее определять группы, которые взаимодействуют, которые изучают конкретные условия их деятельности, соотношение их прав и обязанностей, содержание и способы реализации интересов, методы согласования индивидуальных и групповых интересов с общегосударственными, обеспечивать постоянный социологический контроль за выполнением конкретных решений, за процессами преобразований.
Недостаточный социологический контроль, отсутствие прогнозирования развития рыночных отношений приводит к негативным последствиям. И это не всегда обусловлено развитием методических основ социологии и низкой квалификацией социологических кадров.
Следует заметить, что информация не может сама собой превратиться в решение, прогнозы, рекомендации. Социология вместе с другими науками должна разрабатывать такие рекомендации, а использовать и внедрять их имеют органы управления, конкретные руководители. Однако много ценных разработок так и не воплощаются в жизнь. Более того, иногда органы управления действуют вопреки рекомендациям ученых, что приводит к негативным последствиям.
Учитывая это особенно актуально для социологии в Украине является формирование социологического мышления у всех слоев населения, прежде всего у молодежи, у людей, занятых на производстве, — от рабочего до руководителя. Каждый член общества должен быть определенной степени социологически образованным, должен понимать значение и роль социологических знаний в развитии нового общества, должен уметь дать социологическую оценку выполнению своих профессиональных ролей, предусматривать социальные последствия своих вмешательств в общественную жизнь.
Следует отметить, что сейчас усиливается тенденция к интернационализации социологии, формирование социологического знания, которое состоит из различных теорий, не отрицают друг друга. Подтверждением тому может быть девиз XII Всемирного социологического конгресса (июль 1990 г., Мадрид) «Социология для единого мира: единство или разнообразие?». На нем говорилось, что для анализа социальных изменений необходимы не одна общесоциологическая теория, а разные, что является свидетельством определенного социологического плюрализма. Важное значение приобретает не интеграция социологических теорий, а консолидация различных подходов и концепций.
При таких условиях возрастает значение формирования нового социологического мышления, основным принципом которого должно стать продвижение в направлении единого мирового социологического знания с целью решения общих задач. Однако при этом не должны нивелироваться разнообразие и своеобразие различных социологических знаний, многовариантность путей достижения поставленных целей.
Единство и разнообразие в социологии в диалектическом сочетании — это также признак нового социологического мышления. Выдающийся социолог XX ст. П. Сорокин сравнивал социологию с двуликим Янусом, один лик которого — единство, а второй — разнообразие. Однако призыв П. Сорокина (об этих и других социологах узнавайте на этом портале: http://uastudent.com/category/sociologija/klasyky-sociologii/ ) к консолидации усилий представителей различных течений в 70-е годы был воспринят большинством советских ученых как крайне реакционный. Однако впоследствии оказалось, что именно единства в разнообразии требует совершенно новая политическая и идеологическая ситуация как в мире, так и в нашей стране — прекращение холодной войны, развитие демократии и свободы. Конкретной предпосылкой формирования нового социологического мышления есть сходство исследуемых проблем. Они актуальны для социологии разных стран и могут при условии совместного изучения их преподнести социологические знания на принципиально новый уровень. С этим очень важное значение приобретает получение сравнительных данных, которые можно использовать для решения задач, имеющих теоретический и прикладной характер. Сходство постановки, содержания и способов исследования социальных проблем в разных странах обусловлено тем, что все народы одинаково волнуют вопросы выживания человека, экологической безопасности, повышения эффективности производства, взаимодействия различных социальных групп и т.п..