Сегодня мы затронем очень острую тему, которая возникает непосредственно в ходе работы с группой: как бороться с проблемами, которые возникают в подростковой среде? Мы знаем, что это естественное и распространенное явление. Его причиной являются изменения, которые переживают подростки.
Психологи наблюдают, что поведение подростков в группе часто носит характер цепной реакции. Все может произойти за считанные секунды – вдруг кто-то нагло повел себя с воспитателем или проявил насилие к товарищу по группе, и атмосфера моментально взрывается: подростки начинают оскорблять друг друга, вступают в словесные перепалки… Это очень распространенное явление…
Воспитатели, находящиеся с детьми, постоянно должны подстраиваться под уровень группы. Но в работе с подростками воспитатели часто замечают, что дети пытаются подавить взрослого, разозлить его, проверяют границы его терпения. В какой мере воспитатель может позволить себе грубые слова и подобное агрессивное поведение? И что делать, когда возникает опасность причинения серьезного вреда? Что делать за секунду до и через секунду после? Ведь подросткам ничего не стоит оскорбить друг друга.
Среда определяет все. Подросткам надо показать все стороны действительности, но вместе с тем необходимо постепенно привести их к тому, чтобы их непосредственное окружение прививало им правильные образцы поведения. Все зависит только от ценностей. Всем очевидно, что дома и в общественном месте люди ведут себя по-разному.
Чтобы сделать из подростков преступный клан, злодеев, достаточно поместить их в соответствующую среду – они будут перенимать друг от друга стандарты поведения, и это затянет их, как воронка. Другое дело: если поместить детей в среду, которая будет демонстрировать им, что сдержанность и самообладание – это хорошо, правильно, поощряемо. Тогда они будут другими. Сработают гордость, зависть, желание почета – эгоизм, присущий каждому человеку. Когда человек в преступной среде ведет себя вызывающе, он делает это с целью показать себя значимым в своем преступном мире. Попав в иную среду, он захочет быть значимым в ней. Все зависит от ценностей, которые исповедует то или иное сообщество.
Если правильно, с использованием необходимых инструментов методики организовать подросткам такую среду, в которой они захотят быть хорошими, значимыми и выдающимися, мы получим возможность сформировать людей с более устоявшимися и высокими ценностями…
Анатолий Ульянов
Проблемы, возникающие в подростковой среде