Присутствие. Тема сколь важная, столь и сложная. О Присутствии рассуждают и философы, и мистики, и религиозные деятели, и психотерапевты. Причем большинство оговаривают, что словами не выразить и не описать этот феномен, и что можно только приближаться к его познанию путем практик, повышающих осознанность. Присутствие придает жизни наполненность, объем и вкус, для тех, кто намерен жить свою жизнь, а не отбывать отпущенный срок.
Предлагаю ознакомиться с цитатами, которые мне удалось подобрать. Источники — книги по гештальт-терапии.
Малькольм Парлетт:
«Я предполагаю, что многие из нас имели опыт сильного воздействия просто в присутствии кого-то с высокой степенью осознанности, возможно, духовного учителя либо просто часто практикующего медитацию человека. Это поднимает вопрос нашего собственного терапевтического присутствия. Иногда мне кажется, что наиболее важным из того, что мы можем делать как психотерапевты, является полное присутствие, «ясность», включенность. Даже если клиент не находится в контакте ни со мной, ни со своим процессом, я, по крайней мере, сохраняю контакт с ним и со своими чувствами, желаниями и мыслями. Это не бесспорное мнение, но можно предположить, что, даже просто полностью присутствуя, мы уже помогаем клиенту сгруппировать его/ее поле более «здоровым» образом. Быть «полностью присутствующим» — это отдельная тема для разговора о «присутствии».
Из книги «В поисках хорошей формы: гештальт-терапия с супружескими парами и семьями».
Джозеф Зинкер:
« Присутствие означает «быть здесь» — не больше и не меньше. Подлинное присутствие не следует смешивать с харизмой, стилем или властью. «Быть здесь» — значит присутствовать так, чтобы другие могли ярко, заинтересовано и полноценно заявить о себе. Такое присутствие легко почувствовать в любой момент, но его очень сложно описать словами. Это одновременно и физическое состояние, и духовная открытость; не только широко открытые глаза и «уши на макушке», но и открытое сердце. Будучи свидетелями, мы используем все свои чувства, мысли и ощущения.
«Когда я ощущаю присутствие другого, то чувствую себя свободным в выражении себя. Я могу обнаружить любые нежные и ранимые части своей личности, зная, что меня примут непредвзято, без критики».
«Попробуем описать термин «присутствие» с помощью отрицания.
Присутствие не предполагает сознательной позиции или «стойки» перед другим человеком; здесь нет ничего напыщенного и драматического.
Присутствие — не стиль.
Присутствие — не харизма. Харизма рассчитывает на восхищение и внимание к себе, в то время как присутствие направлено на других. Харизма конкурирует с другими, а присутствие является фоном для происходящего.
Присутствие — не религиозная покорность (которая на самом деле может быть формой тайной гордыни).
Присутствие — не полемика. Оно не принимает чьей-то стороны, оно видит целое».
Из рассылки «Гештальт. Практика осознанной жизни», январь 2010