Каждый из нас интуитивно понимает, что такое конфликт. В обыденной речи это слово используется применительно к довольно широкому кругу явлений — от вооруженных столкновений и противостояния различных социальных групп до служебных или супружеских разногласий. Мы называем конфликтом семейную ссору, военные действия, дискуссии в парламенте, столкновение внутренних мотивов, борьбу собственных желаний и чувства долга и многое другое. Слово «конфликт» происходит от латинского conflictus — столкновение. И этим практически все сказано.
Как правило, это состояние дисгармонии в отношениях между людьми, идеями или интересами, столкновение противоположностей. Также это может быть эмоциональное напряжение (волнение, беспокойство), возникшее в результате взаимно исключающих желаний или от неспособности примирить внутренние импульсы с реальностью или моральными ограничениями.
Более полное определение звучит так:
Конфликт — это столкновение противоположно направленных, несовместимых друг с другом тенденций в сознании отдельно взятого человека, в межличностных взаимодействиях или межличностных отношениях индивидов или групп людей, связанное с острыми отрицательными эмоциональными переживаниями.
Основными признаками конфликта являются:
- Биполярность — т.е. наличие двух, противоречащих друг другу или несовместимых интересов.
- Активность, направленная на преодоление противоречия.
- Наличие субъекта или субъектов как носителей конфликта.
Очень важно знать и помнить, что:
- Конфликт — это нормально.
- Конфликт — это необязательно плохо.
- Конфликт — это может быть хорошо.
- Конфликт — это то, с чем можно работать.
В этом номере журнала мы постараемся затронуть те конфликты, которые имеют отношение непосредственно к нашей жизни, а именно межличностные, внутриличностные и межгрупповые конфликты. Другими словами — конфликты в душе, в семье и на работе.
Основная наша задача — дать вам информацию, которая поможет эти конфликты решать грамотно и конструктивно для всех конфликтующих сторон, насколько это возможно. Вы сможете по-новому взглянуть на себя и на тех, с кем конфликтуете и научитесь выбирать лучшую стратегию поведения.
Все мы ведем себя по-разному в конфликтных ситуациях. Но, тем не менее, наше поведение можно свести к трем основным моделям, с которыми я и предлагаю сейчас познакомиться.
Модель поведения | Характеристики личности |
Конечно, желательной и необходимой моделью поведения в конфликте является конструктивная. Деструктивная же модель поведения не может быть оправдана, потому что способна превратить конструктивный конфликт в деструктивный.
Опасность конформистской модели поведения заключается в том, что она способствует агрессивности соперника, а иногда и провоцирует ее. Но иногда конформистская модель может играть и положительную роль. Если противоречия, вызвавшие конфликт носят несущественный характер, то соглашательство ведет к быстрому разрешению такого конфликта.
Для того, чтобы научиться грамотно решать конфликты, нужно, прежде всего, уметь определить свою модель поведения в конфликтной ситуации, а также модель поведения соперника.
Постарайтесь сделать это исходя из вышеприведенной таблицы. А потом сравните с результатами специального теста Самооценка конфликтности или Влияние характера на поведение в конфликте.
Итак, изучая литературу по проблеме конфликта, можно сделать следующие выводы:
1. Конфликт является неизбежным и объективно существующим явлением любой формы жизни, начиная от жизни животных и заканчивая сложнейшими феноменами психологического бытия человека. Конфликт необходимо рассматривать как естественный (и поэтому нормальный) фрагмент человеческой жизни, хотя это и не лучшая форма человеческого взаимодействия.
2. Конфликт не всегда и не обязательно приводит к разрушениям. Конфликт содержит в себе и потенциальные позитивные возможности. Ценность конфликтов в том, что они предотвращают окостенение системы, открывают возможности для изменения. В конфликте, бесспорно, есть риск разрушения отношений, опасность не преодолеть кризис, однако есть возможность выхода на новый уровень отношений, конструктивного преодоления кризиса и обретения новых возможностей.
3. Конфликтом можно управлять, а это значит, что его деструктивные и негативные последствия могут быть минимизированы, а конструктивные возможности усилены.
4. Для того чтобы грамотно разрешить конфликтную ситуацию, необходимо учитывать конкретные условия в конкретной ситуации и качественные особенности участников конфликтного взаимодействия.
Литература:
- Гришина Н.В. «Психология конфликта»
- Емельянов С.М. «Практикум по конфликтологии»