WEBcommunity

Что такое конфликт?

Каждый из нас интуитивно понимает, что такое конфликт. В обыденной речи это слово используется применительно к довольно широкому кругу явлений — от вооруженных столкновений и противостояния различных социальных групп до служебных или супружеских разногласий. Мы называем конфликтом семейную ссору, военные действия, дискуссии в парламенте, столкновение внутренних мотивов, борьбу собственных желаний и чувства долга и многое другое. Слово «конфликт» происходит от латинского conflictus — столкновение. И этим практически все сказано.

Как правило, это состояние дисгармонии в отношениях между людьми, идеями или интересами, столкновение противоположностей. Также это может быть эмоциональное напряжение (волнение, беспокойство), возникшее в результате взаимно исключающих желаний или от неспособности примирить внутренние импульсы с реальностью или моральными ограничениями.

Более полное определение звучит так:

Конфликт — это столкновение противоположно направленных, несовместимых друг с другом тенденций в сознании отдельно взятого человека, в межличностных взаимодействиях или межличностных отношениях индивидов или групп людей, связанное с острыми отрицательными эмоциональными переживаниями.

Основными признаками конфликта являются:

Очень важно знать и помнить, что:

В этом номере журнала мы постараемся затронуть те конфликты, которые имеют отношение непосредственно к нашей жизни, а именно межличностные, внутриличностные и межгрупповые конфликты. Другими словами — конфликты в душе, в семье и на работе.

Основная наша задача — дать вам информацию, которая поможет эти конфликты решать грамотно и конструктивно для всех конфликтующих сторон, насколько это возможно. Вы сможете по-новому взглянуть на себя и на тех, с кем конфликтуете и научитесь выбирать лучшую стратегию поведения.

Все мы ведем себя по-разному в конфликтных ситуациях. Но, тем не менее, наше поведение можно свести к трем основным моделям, с которыми я и предлагаю сейчас познакомиться.

Модель поведения Характеристики личности

Конечно, желательной и необходимой моделью поведения в конфликте является конструктивная. Деструктивная же модель поведения не может быть оправдана, потому что способна превратить конструктивный конфликт в деструктивный.

Опасность конформистской модели поведения заключается в том, что она способствует агрессивности соперника, а иногда и провоцирует ее. Но иногда конформистская модель может играть и положительную роль. Если противоречия, вызвавшие конфликт носят несущественный характер, то соглашательство ведет к быстрому разрешению такого конфликта.

Для того, чтобы научиться грамотно решать конфликты, нужно, прежде всего, уметь определить свою модель поведения в конфликтной ситуации, а также модель поведения соперника.

Постарайтесь сделать это исходя из вышеприведенной таблицы. А потом сравните с результатами специального теста Самооценка конфликтности или Влияние характера на поведение в конфликте.

Итак, изучая литературу по проблеме конфликта, можно сделать следующие выводы:

1. Конфликт является неизбежным и объективно существующим явлением любой формы жизни, начиная от жизни животных и заканчивая сложнейшими феноменами психологического бытия человека. Конфликт необходимо рассматривать как естественный (и поэтому нормальный) фрагмент человеческой жизни, хотя это и не лучшая форма человеческого взаимодействия.

2. Конфликт не всегда и не обязательно приводит к разрушениям. Конфликт содержит в себе и потенциальные позитивные возможности. Ценность конфликтов в том, что они предотвращают окостенение системы, открывают возможности для изменения. В конфликте, бесспорно, есть риск разрушения отношений, опасность не преодолеть кризис, однако есть возможность выхода на новый уровень отношений, конструктивного преодоления кризиса и обретения новых возможностей.

3. Конфликтом можно управлять, а это значит, что его деструктивные и негативные последствия могут быть минимизированы, а конструктивные возможности усилены.

4. Для того чтобы грамотно разрешить конфликтную ситуацию, необходимо учитывать конкретные условия в конкретной ситуации и качественные особенности участников конфликтного взаимодействия.

Литература: