WEBcommunity

Анатомия обид

Обиженный человек чувствует себя правее обидчика. Ведь тот поступил плохо. А обижаться не стыдно, да и не всегда видно… Про обидчиков мне не интересно писать. Люди “себе на уме”, хамы, подлецы, гордецы, просто дураки и прочее, прочее. Эта статья об обиженных.

О слабых местах

Слабые места каждого человека лучше всего знают ближние. Например, читаю я в юности матери свое стихотворение, а она комментирует: “Ни в склад, ни в лад…”, — ой, не хочется продолжать. Ощущение было, что меня оскорбили в лучших чувствах. Я решила, что больше не буду ей читать. Почему меня это обидело? Да на гордость мою посягали. Не знаю, как вы относитесь к гордости, я пришла к выводу, что это зло. Амбиции — могут быть хорошими, гордость — никогда.
Разные бывают обиды. Одна из моих знакомых обиделась так. Они с мужем в разводе. Он зашел к ней в гости. Она собирается на свадьбу, красится. Предложила и ему пойти с ней, он отказался. Зато начал говорить: “Красишься? Флиртовать там с мужиками собираешься?..”, — дальше больше, и так пока до слез не довел, после чего успокоился.
Она действительно собиралась флиртовать, и все равно это делала на той свадьбе. Почему же обиделась? Потому что прохаживались по ее сердечным намерениям “в грязных сапогах”. Она была уверена, что поступает правильно. Понимала, что и почему он говорит (ведь не впервой!). И все таки заплакала, довел. Слабое было место.

Предательство

Такого рода переживания обычно недолговечны, как любое чувство. Самые продолжительные, самые тяжелые обиды вызывают предательства. Тут, кроме чувств, еще реальные потери. Теряются, как минимум, с трудом построенные отношения, даже друзья могут отвернуться. Предатель всегда представляет дело в гадком виде, насколько он своим умом понимает.
Что делать тому, кого предали? Мой вывод: взять свою долю ответственности на себя. Это не просто, а надо! Кажется, ты, бедный, немножечко виноват, а он — предатель — ого как! А ведь совершенно аналогично обстоит дело с разводом на деньги.
Пример. Семья продала квартиру, чтобы купить дом. Получалось так, что расчет был наличными сегодня, а сделка, по покупке дома, завтра. Деньги доверили сыну. Он положил их к другу в сейф, без расписки. А утром друг заявил: “Ты мне ничего не давал”.

Что делать?

Если бы был суд, судили бы мошенника, забравшего деньги. Жертвы неподсудны. От того и трудно взять на себя свою долю ответственности. “Я был не прав”, — это не то. Конечно, не прав, ума много не надо, чтобы это заметить: денег нет, жить негде.
“Я виноват, подверг друга искушению, он не устоял”, — и это не правда, хотя похоже на правду. “Как я мог обольститься таким ничтожным человеком!? Полагал, что какой я, такой и он. Ха!” — это уже что-то. Чувствуете разницу?
Как то я оказалась в очень плохой ситуации из-за одной Курицы (предательницы). Первое, что твердо поняла: самобичевание — это не путь. Я называла вещи своими именами: “Нашла кому доверять!”, “Она захотела занять мое место”, — и много тому подобного. Мне помогло, хотя и не сразу. Дело в том, что обидчик обычно ранит, и рана зажить мгновенно не может. Заживает, быстрее или медленнее, зависит от наших усилий.
Некоторые люди обижаются иначе. Может ничего особенного не происходить, никто их не собирается обижать. Вдруг они нечто усматривают, домысливают и обижаются всерьез и надолго. Хуже всего, если они не высказывают своих подозрений. А хоть и высказывают! Очень трудно бывает доказать, что они не правы! Хочет человек обижаться. Хочет, понимаете. Какая разница на что? Это желание зла.
Можно ли что-то сделать, чтобы тебя не обижали? Можно! Не обижаться! Это труд. Для начала, не лениться, и разбираться: что произошло, почему, что можно изменить? Только тогда не будешь наступать на те же грабли.

Марина Пестова

Анатомия обид