В конфликте часто возникает соблазн обвинять окружающих в возникновении трудностей и стремление изменить их поведение, полностью оправдать себя и свое поведение. Поэтому важно научиться брать ответственность за происходящее на себя и осознать необходимость как собственных внутренних перемен, так и собственного образа жизни, проявляемого в конкретных делах и поступках.
При этом не стоит смешивать ответственность и вину, долг, или обязанность. Ответственность – это признание действия своим собственным. Долг можно исполнять с большей или меньшей ответственностью. Быть ответственным означает просто признать действия своими собственными. Я сделал что-то, и меня не принуждали ни обстоятельства, ни мое бессознательное, ни судьба, ни социальное давление, ни говоря уже о начальнике, жене и детях. Такого рода давление, разумеется, влияет на мое поведение, но я сам взвешиваю и выбираю, каким влияниям придать большее значение. В противном случае я выбираю не взвешивать и не выбирать, то есть не видеть, что у меня есть выбор.
В большинстве случаев люди отрицают факт своего участия в создании конфликтной ситуации. Они всегда находят себе оправдания. Но в любом конфликте работает золотое правило «50 на 50». Вклад каждой стороны в развитие конфликта составляет 50 процентов.
Тренинг.
Проанализируйте меру ответственности и определите личный вклад в возникновении конфликтной ситуации каждого участников:
1. Она не обращает на меня внимания, когда я с ней разговариваю.
2. Моя жена меня постоянно критикует.
3. Мой муж мне изменяет.
4. Коллеги по работе не поддерживают мои идеи.
5. Он постоянно учит меня жить.
6. Мои дети меня совсем не уважают.
Например, Саша жалуется, что Юра берет его вещи без спроса. Определим личный вклад Саши в данной конфликтной ситуации (на поверхности только вина Юры, который берет чужие вещи и решение видится в том, чтобы «поставить Юру на место»).
В чем может быть личный вклад Саши?
1. Саша не убирает вещи на место, и те валяются, где попало.
2. Саша дразнит Юру, и тот в отместку берет его вещи.
3. Не были оговорены условия пользования вещами.
4. Саша не обращает внимания на Юру и тот, таким образом, пытается заставить заметить себя.
5. Саша не объяснил Юре, что ему не нравится, когда берут без спросу его вещи.
6. Раньше были у них другие отношения и традиции.
7. Саша использует вещи не по назначению, и Юра пытается их спасти.
Кстати, когда ситуация разбирается таким образом, становятся очевидными способы ее разрешения, (кроме того, что нужно сделать Юре). Например, Саше нужно:
1. Научиться убирать вещи на место, чтобы они не валялись, где попало.
2. Перестать дразнить Юру.
3. Оговорить условия пользования вещами.
4. Уделять больше внимания Юре.
Аналогично можно проанализировать ситуацию с точки зрения вклада Юры в данный конфликт. И предложить, что нужно сделать ему для разрешения данного конфликта.
В разрешении конфликта нужно научиться не переходить на личности, а трансформировать проблему в задачи. Отличие данного разбора ситуации в том, что здесь нет ни плохих, ни хороших участников. Есть вопросы, на которые нужно обратить внимание и согласовать их между собой. Если эти вопросы будут решены, все участники конфликта и их отношения только выиграют.
Таким образом, происходит расширение видения ситуации. Приобретя некоторый опыт таких обращений, вы начнете без специального усилия замечать связи, которых раньше не видели.
Обратите внимание, что качество ситуации — отталкивающей или привлекательной — зависит от контекста. Чаще всего наши «очевидные» предпочтения и «естественный» взгляд на вещи просто унаследованы. Они становятся рутинно «правильными», потому что мы удерживаемся от того, чтобы даже представить себе нечто противоположное. С разных точек зрения одна и та же ситуация может выглядеть по-разному.
Для примера, вспомним всем известную сказку «Красная шапочка» и ее интерпретацию:
«За что обидели Серого Волка».
«Я жил в лесу. Лес был моим домом, и я о нем заботился. Я не жалел сил, чтобы содержать его в чистоте и порядке. Однажды летним днем я убирал мусор, оставленный туристами, как вдруг услышал шаги. Выглянув из-за дерева, я увидел маленькую девочку с корзинкой в руках, которая спускалась вниз по тропинке. Она показалась мне подозрительной: вся разодетая в красное, в шляпке, надвинутой на нос, словно не хотела, чтобы ее кто-нибудь узнал. Я, конечно, знаю, что нельзя судить по одежке, но она пришла в мой лес, и я решил разузнать о ней побольше. Я спросил девочку, кто она и откуда, то есть задал самые обыкновенные вопросы. Однако она мне весьма резко сказала в ответ, что с незнакомыми не разговаривает. Я очень расстроился. Незнакомец? Это я-то? Я ведь как-никак вырастил целый волчий выводок в лесу. Впрочем, она вскоре успокоилась и рассказала, что идет навестить больную бабушку и несет ей обед. Она показалась мне на вид человеком честным, но все же я решил, что неплохо бы ее научить не врываться в чужой дом, одетой неподобающим образом. Она отправилась своей дорогой, а я, распрощавшись с ней, побежал напрямую к дому бабушки. Когда я познакомился с этой милой старушкой, объяснил, в чем дело, она сразу согласилась, что внучке следует вести себя скромнее и уважительнее. Мы решили, что бабуля спрячется до тех пор, пока я не подам ей знак, для чего она и залезла в шкаф.
Когда девочка пришла, я был в спальне и лежал в кровати. Она вошла в спальню, вся такая раскрасневшаяся от ходьбы, и сделала грубое замечание по поводу моих ушей. Мне и раньше приходилось терпеть обиды на этот счет, поэтому я вышел из положения, объяснив, что большие уши мне нужны для того, чтобы лучше слышать. Но тут она сделала еще одно замечание, теперь уже насчет моих «выпученных глаз». Вы сами понимаете, какие чувства поднялись во мне к этой девчонке, которая старалась выглядеть такой хорошей, а на деле оказалась такой противной. Несмотря на все это, я — волк воспитанный, обиды не показал, а всего лишь сказал ей, что у меня такие большие глаза, чтобы лучше ее видеть. Но ее следующая выходка достигла своей цели. У меня всегда были большие трудности и неудобства из-за моих огромных зубов. И эта малолетняя девчонка, такая тихая с виду, не нашла ничего лучшего, как обратить внимание именно на мои зубы. Я знаю, что мне следовало быть сдержанней, но я вышел из себя, выскочил из кровати и заорал, что мои зубы такие большие, чтобы съесть ее. Теперь давайте начистоту: ни один нормальный волк не станет есть маленьких девчонок. Все это прекрасно знают. Но этот глупый ребенок стал вдруг с криком носиться по дому. Я снял бабушкину одежду, но это только ухудшило дело. И тут вдруг дверь с шумом распахнулась, и я увидел на пороге здоровенного парня с топором в руках, работника местного лесничества. Как только я его увидел, так сразу и понял: дела мои плохи. Окно за моей спиной оказалось открытым, и я быстро, но с достоинством удалился.
На этом все и закончилось, но бабушка никому не рассказала, как на самом деле все произошло. Не прошло и недели, как обо мне пошли слухи, как об ужасном и коварном создании. Я не знаю, что потом было с этой смешной девочкой в красной шапочке, но мне с тех пор жизни нет.» (Автор не известен)
В принципе, любой конфликт состоит из двух половинок – сказка и противоположная интерпретация. В разрешении конфликта важно, что здесь нет правых и виноватых, есть противоположные позиции, противоположные точки зрения, которые нужно вначале суметь увидеть, а затем суметь объединить так, чтобы все остались довольны. Выделяя для себя одну из сторон, как «правильную», мы значительно сужаем возможность целостного видения ситуации и ее разрешения.
А как часто мы смотрим на вещи только с одной точки зрения, даже не задумываясь о возможности существования противоположной?
Харкевич Наталья