Конфликты всегда играли важную роль в жизни людей. Для нас – это те ступени, которые нужно преодолевать, одна за другой, используя энергию конфликта, разрушающую несовершенство формы и рождающую гармонию жизни. И каждому дается по силам его. На каждом уровне отношения человека с окружающим миром существуют свои задачи, свои особенности разрешения конфликтов.
Можно выделить семь уровней отношения человека с окружающим миром:
1. Психофизический уровень – человек и материальный мир. Базовые потребности, здоровье, деньги, быт, питание, условия жизни.
2. Эмоциональный уровень – человек и эмоционально-чувственный мир.
3. Ментальный уровень – человек и информационный (интеллектуальный) мир. Деятельность, способности, навыки, умения.
4. Уровень межличностных взаимоотношений – человек и межличностные отношения, семья, культура, приятие, адаптивность.
5. Уровень коллективных отношений – человек и мир отношений в коллективе единомышленников, друзей, трудовом коллективе, профессиональная адаптация, профессионализм.
6. Ценностный уровень – человек и мир межколлективных, общественных отношений. Система ценностей, нравственность.
7. Стратегический, целеориентирующий уровень – человек и мир общечеловеческих отношений. Основные цели, смысл жизни человека, целеустремленность, мировоззрение.
В соответствие с этим рассмотрим проявления конфликта на разных уровнях отношения человека с окружающим миром:
1. Психофизический уровень. Связан с удовлетворением психофизических базовых потребностей организма в здоровье, еде, сне, стремлением человека быть здоровым, сильным и выносливым, материальными условиями жизни. Предмет конфликта, как правило, из сферы материальных интересов. Конфликт наиболее всего связан с инстинктом самосохранения, с возрастающими запросами комфорта, с желанием присвоить, отобрать, забрать. А это, в свою очередь, связано с видением целей, смысла жизни, степенью осознания единства мира.
Само собой разумеется, что хорошо функционирующий организм является необходимым условием развития человека. Однако сегодня люди чрезмерно озабочены проблемами своего здоровья, отводя этому весомую, а иногда и главенствующую роль в иерархии потребностей, забывая о том, что организм – это всего лишь инструмент, средство, которым пользуется личность для реализации своих целей.
2. Эмоциональный уровень. Связан с удовлетворением потребностей в эмоциональном проявлении, эмоциональном самовыражении, в проживании ощущений, эмоций, чувств во всем их разнообразии: радости, нежности, удивления, интереса, удовлетворения, гордости, любви и ощущении счастья, доверия и т.д.
Эмоциональные состояния, как реакция на окружающий мир. Предмет конфликта — эмоциональный комфорт. Проявляется в недовольстве, претензиях, раздражительности, «и так плохо, и это нехорошо», попытках подстроить партнера под свое эмоциональное восприятие, свое видение красоты и гармонии. Навязывание своих этических правил. Этот уровень связан с мировоззрением людей, их системой ценностей. Наиболее проблемный уровень для восприятия и осознания.
3. Ментальный уровень. Связан с удовлетворением потребностей в интеллектуальном развитии. Эта потребность характеризует интеллектуальное развитие человека, нуждающегося в информации, познании себя и мира. Человек находится в движении на каждом этапе жизненного пути, при этом переходные процессы создают внутренние противоречия, стимулируя его к познанию тайн своего «Я». Так, в точках бифуркации возникает внутренний конфликт, рождается страх перед неизвестным и новым, появляется множество проблем, усиливающих дисгармонию, и все эти факторы порождают нежелательные явления физического плана.
Деятельность, профессионализм, управление жизнью, планирование действий и их реализация. Потребность в интеллектуальном развитии, самоактуализации, в познании мира. Предмет конфликта, как правило, — это сфера власти, управления. Проявляется в противостоянии разных точек зрения, ментальных концепций, когда в споре каждый отстаивает свое видение и пытается навязать его всем, кто думает иначе. Часто это называют «общением», обменом информацией, мнениями, проявлением принципа: «в споре рождается истина». И хотя при этом участники спора доходят до «белого каления», готовы умереть, но оставить последнее слово за собой, не могут остановиться, не убедив всех до единого в своей правоте, они считают, раз нет рукоприкладства, это еще не конфликт. Здесь проявлена попытка «управлять» миром при неумении управлять хотя бы собой.
4. Переходный уровень — межличностные взаимоотношения. Социальное признание, авторитет, нужность людям, толерантность, уверенность, самоактуализация, страхи. Предмет конфликта – социальная значимость человека. Проявляется в претензиях к миру за его несовершенство, чувстве одиночества, оторванности от мира при неспособности адаптироваться, отсутствии друзей, отсутствии реализации. Этот уровень связан с потребностью человека быть нужным, с умением любить, видеть красоту и гармонию мира. Момент перехода человека в новое качество (от индивидуального к всеобщему, от личного к коллективному). Это проблема, с которой человек сталкивается на определенном этапе своего развития, когда возникает потребность в уравновешивании эгоцентризма и альтруизма, самости и бескорыстия. Главной причиной происходящей трансформации является постепенная переориентация изолированной эгоцентричной личности на новый тип коллективно-сознательных отношений. Происходит перестройка всей системы отношений человека на программу нового образа жизни.
5. Уровень коллективных отношений. Этот уровень связан с иерархичностью, коллективным творчеством, с умением согласовывать, адаптировать к конкретной ситуации свое видение и движение к поставленной цели. Потребностью в самоактуализации через коллективные отношения.
Самоактуализация (А.Маслоу) – это, прежде всего, напряженный постепенный рост, кропотливый труд накопления маленьких достижений. Выделяют два типа самоактуализированных людей.
К первому типу принадлежат люди, которые более практичны, реалистичны, приземлены, более приспособлены к практической жизни, к быту. Они живут «здесь и сейчас», оценивая людей, главным образом, в их практическом, конкретном ракурсе: насколько человек полезен или бесполезен, опасен или безопасен. Понятие «польза» для этих людей является движущей силой их жизни и их точкой зрения на жизнь. Они более устремлены к удовлетворению низших (видовых) человеческих нужд, к раскрытию собственного потенциала, управлению окружающим миром, используя его для своего и общего блага. Они скорее будут познавать реальность и испытывать ее, чем предаваться эмоциям и переживаниям.
Но! Приходит время, и эти люди начинают страдать от внутреннего конфликта, вызванного собственной уникальностью и избранностью. А окружающий мир будет постоянно стимулировать их к внутреннему преображению и к более утонченному восприятию и пониманию мира другого человека.
Второй тип – гораздо чаще прикасается к высшей реальности, реальности высших целей и ценностей. Такие люди чаще подчиняют свою жизнь метамотивациям, они свободно могут изъясняться на языке поэтов, мистиков, пророков, им понятен смысл притч, музыки, искусства… Они умеют увидеть святое в повседневном, а их основные попутчики: правда, красота, целостность, культура (в интегральном ее проявлении). Воспринимая мир целостно, во всем его единстве, чаще всего, вызывают к себе любовь и нежный трепет у окружающих. Этот тип людей с легкостью признает «элитарность и уникальность» в обыденных людях. Они легче приспосабливаются к переменам.
Но! Приходит время, и эти люди начинают страдать от внешнего конфликта, вызванного собственной уникальностью и избранностью. А окружающий мир будет постоянно стимулировать их к разным формам реализации (вовне) богатства их внутреннего мира.
6. Уровень общественных отношений. Включают в себя потребность в со-творчестве, изобретательности, создании нового, значимого для общества продукта.
В развитии творческого потенциала выделяют два этапа: 1-й этап — такие состояния человека как вдохновение, мгновения озарений и творческое устремление. Это способность забыть о времени, о себе…
2-й этап. Для него характерны такие состояния человека как дисциплина и ответственное отношение к реализации идеи. Этот этап характеризует не столько процесс творчества, сколько тяжелую рутинную работу, от которой во многом зависит результат и успех деятельности. Итак, между вдохновенным замыслом и результатом лежит титанический труд, изнуряющие дни, множество «черновиков». Этот этап направляет человека к совершенно иным добродетелям таким, как упорство, трудолюбие, выносливость и т.д.
Конфликт может быть также связан с крушением идеалов, жесткой системой ценностей, неприятием чужих традиций.
7. Уровень общечеловеческих отношений. Потребность в мировоззренческом совершенствовании характеризует оригинальность мироощущений человека, его духовную и мировоззренческую зрелость, накопленный им опыт, как синтез мировой культуры и общечеловеческих ценностей, систему убеждений и т.д. Стремление человека к достижению полноты в пространстве жизни, к осознанию единства мира. Конфликт может быть связан с утерей целей и смысла жизни, степенью изоляции и замкнутости на личных интересах.
Данная классификация сформирована по принципам «от простого к сложному» и «каждый следующий уровень вбирает в себя предыдущий».
На каждом уровне этой лестницы происходит движение вперед, и переходные процессы со своими внутренними противоречиями стимулируют нас к дальнейшему развитию и совершенствованию. В точках роста энергия конфликта стимулирует возникновение конфликтной ситуации, а когда появляется нежелание сделать шаг навстречу новому, непознанному, тогда появляется множество проблем, усиливающих дисгармонию и порождающие нежелательные явления, в т.ч. на физическом плане.
Литература: Поляков В.А., Полякова В.А. «Психосистемология»
Харкевич Наталья