WEBcommunity

Конфликт — необходимость и пути выхода

Существует притча о том, как жила одна совершенная Душа и жила она в полном одиночестве. Но однажды появился Волшебник и сказал, что она очень хорошая, но невежественная, и предложил ей возможность узнать, если она захочет, то, чего сейчас она не знает. Он предупредил, что это будет очень сложно  и долго. Но Душа не знала тогда, что это такое «сложно» и «долго», и согласилась. Волшебник показал ей большое зеркало и велел хорошо запомнить увиденное. Там отражалась только Душа.

Затем он бросил зеркало с высоты на Землю, и оно разбилось на множество кусочков, которые разлетелись по всему пространству и времени, превратились в моря и океаны, реки и озера, растения и животных, в людей.

— Я надеюсь, ты хорошо запомнила свое зеркало, — сказал Волшебник. – На каждом осколке осталось твое изображение, так что ты легко их узнаешь. Когда ты соберешь все осколки  вместе, ты поймешь, что такое мудрость…

Когда-нибудь Душа, собирающая осколки, придет и  к тебе, потому что и у тебя в сердце лежит такой осколок. Она может прийти в образе человека, может привлечь внимание в образе цветка или дерева, или предстанет обыкновенным стулом, который своим скрипом заговорит с тобой на непонятном языке. Никто не знает, как это произойдет.

Если ты почувствуешь ее и искренне улыбнешься, твое сердце раскроется, и осколок зеркала вылетит из него и займет свое место в зеркале Души. А на его месте появится кусочек счастья, и тебе никогда не будет трудно пожалеть другого или помочь человеку, попавшему в беду.

А если ты не  заметишь Душу, которая тебя окликнула или не сможешь ей искренне улыбнуться в ответ, то осколок зеркала останется в твоем сердце, а Душа отправится дальше, в поисках других осколков, и вернется к тебе не раньше, чем ты научишься улыбаться и быть внимательным.

Пока этот осколок будет в твоем сердце, оно никогда не сможет раскрыться навстречу другому человеку, как бы тебе этого не хотелось, потому что кусочки стекла очень острые и больно колются при любом движении.

Но Душа обязательно вернется к тебе снова, потому что ей очень нужно собрать свое зеркало, а без твоего кусочка это невозможно. (А.Подводный)

Мудрость природы – это согласованность развития при сохранении индивидуальности отдельных видов жизни.

Осколочки в нашем сердце забыли, что когда-то они составляли одно целое. Даже острые края помогают доказывать личное  превосходство и отстаивать свои позиции: «Добро – это  то, что хорошо для меня. Зло – то, что плохо для меня. Я высший судья и вершитель…»

А если случается  встретиться двум осколочкам вместе, то чем ближе и роднее они становятся, тем больнее ранят друг друга. А поэтому пытаются уйти от близких отношений, от конфликтов, которые на самом деле стремятся их объединить и напомнить о Душе.

Конфликт проявляется деструктивно при сопротивлении и не готовности частиц к единению. Энергия конфликта возникая при любом взаимодействии, проявляет поляризацию  и  направлена на движение  от разрозненности к единству, на достижение согласованности интересов людей посредством их интеграции в более эффективные формы организации жизненного пространства, что адекватно росту культуры человека и общества в целом.

«История человечества – это поиск путей согласования и устранения противоречий как между людьми, так и между коллективами, обществами для  достижения их наиболее эффективного развития. Противоречие между многообразием форм жизни и стремлением к их индивидуализации порождает стимул к совершенствованию, который и является движущей развитие силой. Многообразие вызывает неравномерность развития… Индивидуальность человека, создавая конфликт с безликостью и прошлым несовершенством, вызывает в обществе ускоренное вызревание противоречия и преодоление его через конфликт прошлого уровня сознания и настоящего. Это и рождает будущее.» (В.А.Поляков)

Таким образом, конфликт можно рассматривать как  неумение установить связь, взаимодействие между прошлым и будущим в настоящем, между идеей и реальностью. Идея – это отражение прошлого опыта человека, на основе которого возникает представление о желаемой перспективе развития. И конечно же, идея – отличается (как правило) от той реальности, которая возникает (как будущее) при воплощении идеи в материю, поскольку этот процесс поэтапного перехода количества в качество.

Глубинной причиной любого конфликта в жизни человека является напряжение между тем, кто  вы есть (что у вас есть), и тем, кем вам хочется быть (чего хотите иметь). Между тем, что было и тем, что может быть, между прошлым и будущим. И не важно при этом, к чему вы стремитесь, кем вы хотите стать: здоровым, богатым, знаменитым, влиятельным, божественным, просвещенным. Напряжение многослойно и отражает актуальные базовые потребности человека, которые могут быть естественными и искаженными (связанные с вторичной выгодой, компенсацией неудовлетворенной потребности).

Любой переходный процесс отмечен конфликтом. Поэтому  конфликт для духовно развивающегося человека – это отличный ориентир, компас который указывает направление в развитии, указывает на любые отклонения от Пути и отмечает новые этапы развития.

Конфликты – это ступени, которые нужно преодолевать, одна за другой, используя энергию конфликта, разрушающую несовершенство формы и рождающую гармонию жизни. И каждому дается по силам его. На каждом уровне развития существуют свои задачи, свои уровни разрешения конфликтов.

На психофизическом уровне человек должен научиться брать ответственность за то, что с ним происходит на уровне конкретных событий, явлений. Человек учится отвечать за чистоту и порядок в доме, городе, на планете, за свое здоровье, за свой быт, за свое поведение. На уровне взаимоотношений человек учится брать ответственность за свои эмоции и те отношения, которые у него складываются с другими людьми, учится не перекладывать свои эмоциональные проблемы на всех и каждого.

На ментальном уровне — ответственность за свои мысли,  за умение видеть цели, находить позитивное решение и доводить начатое дело до конца, за профессионализм  и свою деятельность.

На переходном уровне происходит включение временных параметров  причинно-следственных отношений. Человек учится отвечать не только за себя, но и расширять пространство своей ответственности за происходящие события в мире. Учится видеть не только причину событий, прошлое, но и прогнозировать возможные последствия, будущее, которое рождается в настоящем, здесь и сейчас, в зависимости от того, куда будет направлена энергия конфликта, какой будет сделан выбор между жизнью и формой, будущим и прошлым, единением и эгоцентризмом.

Мы говорили о потребности  разделить понятие конфликт на два этапа, две разных составляющих. Конфликт, как активное противодействие противоположно направленных сил, равных по силе и противоположных по направлению. И конфликт,  как деструктивное проявление этого противодействия.

Если в первом случае конфликт – это естественная функция природных процессов и неотъемлемая часть и двигатель  любого развития, то во втором – проявление неумения разрешать конфликт и проблемы в развитии. Когда мы говорим о том, что конфликты нужны, и не надо их бояться, мы имеем в виду конфликт,  как функцию природы. А когда говорим о необходимости избегать конфликты и уметь предупреждать их, мы имеем в виду негативные последствия неразрешенного конфликта. Так как это разграничение не осознается, часто происходит подмена одного понятия другим.

Конфликт — это активное взаимодействие, столкновение двух систем жизни. То есть, суть конфликта – взаимодействие. Можно предположить, что если уйти от  взаимодействия, то не будет и  конфликта. Однако, при этом происходит трансформация внешних возможных конфликтов во внутренний, который по своим последствиям более разрушителен для человека. С другой стороны, если система взаимодействия гармонична, то нет и напряжения, нет и конфликта. Таким образом, нужно не уходить от конфликта, а учиться выстраивать гармоничные отношения.

Конфликт можно сравнить со стержнем в весах, который показывает степень гармонии во взаимодействии партнеров, а энергия конфликта направлена на то, чтобы уравновешивать обе чаши, выравнивая вибрации и выводя разрозненные элементы на новое качество  отношений.

Отсюда основной принцип: в конфликте нет правых и виноватых, победителей может быть только двое (уравновешенная чаша весов). Гармония — это точка относительного равновесия между полярными началами.

Однако, гармония —  это не застывшее явление, она связана с динамикой, развитием. А развитие связано с познанием истины, которая «открывает нам сначала одну свою крайнюю грань, затем прямо противоположную, и только когда наше сознание уложит эти две крайности вместе, в одно целое, мы выходим на уровень нового понимания, где это целое является лишь, опять небольшой гранью еще более всеобъемлющей истины». Поэтому, как только вы достигаете определенной гармонии,  тут же возникает новая поляризация с новым, непознанным. И этот процесс бесконечен.

Конфликт, как естественный процесс развития, способствует достижению полноты жизни и преодолению односторонности развития.

Как правило, все внешние конфликты являются следствием неразрешенных внутренних. Причем субъекты притягиваются по соответствию проблем: либо по подобию, либо по дополнению друг друга. А значит, профилактика  конфликтов состоит в умении человека самому разрешать свои собственные конфликты.

Если предметом конфликта, например, является материальный предмет, право его обладанием, то общая проблема и неразрешенный внутренний конфликт – внутренняя недостаточность каждого из участников. Ибо, если такой проблемы нет хотя бы у одного из противников, то конфликта внешнего, как такового, не будет.

Или, например, мужчина,  несмотря на возраст, остается ребенком. Плохо не то, что он был ребенком,  (все через это проходят), плохо, когда он не хочет взрослеть и остановился в своем развитии. Тогда энергия конфликта направлена на то, чтобы «сдвинуть» его с места и заставить хоть понемногу двигаться вперед. А все конфликты в его жизни указывают, что именно человеку нужно сделать, чтобы подрасти. Например, в постоянных конфликтах с женой «мальчик» постоянно слышит, что нужно научиться отвечать за свои поступки, или что нужно учиться слышать другого человека, а не только себя «любимого». Если оценивать только форму конфликтов, вполне вероятно, что мужчина будет выглядеть более безобидно и вызывать жалость (конечно, обижают мальчика), а жена – сварливая, скандальная и никчемная женщина (конечно, одна тащит на своих плечах троих детей: двоих маленьких и третьего – мужа). Но, если быть объективным, то и жене не случайно достался такой муж. Ей тоже нужно многому научиться.

Энергия конфликта не создает, но проявляет искажения в развитии любой системы и является разрушительной, только если система теряет гибкость, кристаллизуется и останавливается в своем развитии. Если человек начинает отождествляться с формой и теми качествами, которые подлежат разрушению, то он тоже начинает разрушаться через болезни, проблемы, смерть. Полнота жизни – лучшая профилактика негативных последствий конфликта.

Подобно тому, как появляются блоки, где уменьшена подвижность тела, происходит образование блоков в жизни человека. Это та же «уменьшенная подвижность», «напряженность» и «безжизненная область», но уже не мускулатуры, а проявлений самого человека в социуме.

Энергия конфликта заставляет «крутить головой» в разные стороны и, несмотря на наше сопротивление,  видеть, что мир не так однообразен. В нем есть место и для моего «телевизора», и для «стены», и для «неба голубого», и для многого-многого другого. А блоки, о которых мы говорили, вызывают боль и сопротивление при попытках «более широкого обзора».

Простота и, одновременно, сложность в применении предлагаемой методики разрешения конфликтов состоит в том, что решение зависит только от самого человека (любой системы), его знаний, опыта, уровня развития, желания и готовности к развитию и самосовершенствованию и абсолютно не зависит от окружения. Поэтому основное качество, необходимое здесь, —  это ответственность за свои дела, поступки, мысли, эмоции. В данном случае форма конфликта, место, повод имеют значение лишь для того, чтобы более точно определить свои собственные проблемы и помочь выйти на ту внутреннюю причину конфликта, которая связана с личным несовершенством, на ту форму, которая препятствует жизни. И изменять надо не столько  поведение и мировоззрение партнеров и оппонентов, сколько самого себя.

Основные правила разрешения конфликта:

1.     В любом конфликте нет правых и виноватых. Принять в конфликте  чью-то сторону (неважно, свою или противоположную), без учета требований обеих сторон,  значит не разрешить конфликт, а только отсрочить и усугубить очередной, погрузившись в иллюзию благополучия. Показатель не разрешенного конфликта — это, без всяких видимых причин, плохое настроение, уныние, тоска, депрессия…

2.     Решение любого конфликта – в объединении противоположных позиций и переход на новый уровень, новое видение перспектив. Показатель разрешенного конфликта: качественно новое видение проблемы, бодрость, энтузиазм, хорошее настроение, перспективы…

3.     Энергия конфликта направляется либо на решение проблемы, либо на самооправдание и переживания по поводу невозможности ее решить. Если человек хочет что-либо сделать, он ищет средства, если не хочет, он ищет оправдания. Поэтому важно не оправдываться и не погружаться в свои эмоциональные состояния и переживания, а вовремя остановиться и заняться все-таки решением проблемы. Отсюда следующее правило.

4.     Показатель неразрешенного конфликта – желание постоянно говорить на волнующую тему. Поэтому та тема, о которой человек часто говорит,  часто является областью неразрешенного конфликта. Например, мне нужен хлеб, я его покупаю и при этом не рассказываю всем и каждому, как я  красиво и хорошо это делаю. Мне даже в голову не придет говорить на эту тему, если при этом не возникнет какой- либо неразрешенный конфликт. Вот тогда здесь и возникает тема для разговора. Можно вспомнить и о правительстве, и о хамстве, и вообще здесь возникает простор для личного творчества, чтобы всем показать насколько я, хороший и добрый человек, страдаю от несовершенства мира.

5. Помните: нечто может казаться правильным только в силу длительной привычки. Человек, привыкший сутулиться, чувствует себя как то не так, если выпрямляется
«…на самом деле нет никакой катастрофы. Есть лишь нераспознанная точка кризиса, момент не постигнутого свершения. Конфликт происходит, если эта точка кризиса не осваивается и не понимается, ибо она тогда углубляет конфликт вместо того, чтобы быть распознанной как момент благоприятной возможности».

Можно выделить основные проблемы человека, способствующие возникновению конфликта:

1.  Поиски «виноватого».

2.  Негативное отношение к противоположному мнению, суждению.

3.  Навязывание другим своей «правоты», исходя из добрых побуждений. Желание изменить других и окружающий мир подстроить под себя. Я категорично убежден в собственной правоте и верю в безоговорочною истинность своих концепций, мнений, установок. Неприятие мнения или интересов других людей порождает эгоцентризм и замкнутость.

4.  Страх перед новым, неизвестным, перед будущим. «Лучше плохо – но по-старому». Негативное отношение к конфликту. Я предъявляю претензии к миру вместо того, чтобы осознать происходящее со мной как результат моего собственного выбора и ничьего иного.  Я привязан к опыту прошлого и постоянно оглядываюсь назад.

5.  Безответственность, отсутствие самодисциплины, самообман. Кто или что угодно, только не я, — причина происходящего со мной. Я отказываюсь от собственной ответственности за происходящее со мною и стремлюсь переложить ее на других людей или на обстоятельства.

6.  Незнание законов взаимодействия, их искажение и нарушение в жизни. Я иждивенчески ожидаю, что кто-то придет ко мне и подарит мне счастье.

7.   Невосприимчивость к целям и перспективам развития окружающего мира порождает самоцели. Неполнота отношений с миром. Потеря целей и смысла жизни. Преследование лишь собственных интересов создает напряженность в отношениях.

И с другой стороны, можно обозначить качества, отмечающие путь к гармонии, и позволяющие управлять энергией конфликта:

1.  Осознание целей и смысла жизни человека и человечества, высших духовных  ценностей, единства мира. Согласование индивидуальных целей с целями и перспективам развития окружающего мира (на 7 уровнях).

2.  Знание законов развития и неискаженное применение их в жизни. Я понимаю и осознаю, что все происходящее в моей жизни есть результат моего собственного выбора. Так что не к кому предъявлять претензии. Автор — я сам.

3.  Причинно-системное мировоззрение. Умение «вписаться» в любую систему отношений,  используя иерархичность построения мира. Я готов взять ответственность за свой выбор и отказаться от любых самооправданий. Самооправдания бесполезны.

4.  Чувствительность к нуждам мира. Умение видеть причину происходящих событий, конфликтов, а не бороться со следствием. Умение отказаться от привычных стереотипов, отказаться от эгоцентризма. Никто мне не друг, никто не враг, но каждый человек – учитель.

5.  Умение видеть ситуацию с различных точек зрения и объединять полярности. Многомерность восприятия. Я осознаю погрешность своих мнений и суждений. Привязанность к чувству собственной правоты рано или поздно приводит к личной катастрофе. Кто свято верит в свой образ мира, тот не видит сам мир.

6.  Умение выстраивать красоту и гармонию отношений. Я имею ровно то и ровно настолько, чему я соответствую, ни на йоту больше, ни на йоту меньше, касается ли это отношений, должности или денег. Так что все мои претензии бессмысленны. Меняюсь я — меняются и обстоятельства.

7.  Умение видеть в любом конфликте стимул к развитию. Окружающие меня люди — мои зеркала. Они отражают неосознаваемые мною аспекты моей собственной личности. Если кто-то мне хамит, значит, я сам готов нахамить. Так что обижаться не на кого.

Пошаговое знакомство с методами управления конфликтом

1. Видеть конфликт, его причину (а не разрушительные последствия)
2. Видеть ситуацию с точки зрения противоположной позиции
3. Понять противоположную позицию
4. Объединение разных позиций
5. Выход на совместное творчество
6. Знать законы развития
7. Видеть направление энергии конфликта, направление развития.

Харкевич Наталья