WEBcommunity

Личностный конфликт

Существуют различные классификации конфликтов. Предлагаю, на мой взгляд, наиболее простую и наглядную. Если рассматривать конфликт как активное противостояние двух систем, направленное на преодоление противоречия (где системой может быть человек, коллектив, общество …), тогда можно выделить три вида конфликтов:

1.      Внутренние: конфликт внутри системы.

2.      Синергетические (горизонтальные, одноуровневые): конфликт между одноуровневыми  системами (система – система).

3.      Иерархические (вертикальные, разноуровневые):  конфликт между  разноуровневыми системами (система – надсистема).

В зависимости от ситуации, мы можем рассматривать различные системы, но сама схема остается неизменной.

Если мы рассматриваем ситуацию относительно человека, то это:

1.    Внутренние —  категория внутриличностных (личностных) конфликтов (человек).

2.    Синергетические — категория одноуровневых межличностных конфликтов (человек – человек).

3.    Иерархические – категория разноуровневых конфликтов, противостояние типа подчиненный – руководитель (подчиненный – начальник), а также человек — группа.

Если мы рассматриваем ситуацию относительно определенной  группы людей, то это различного рода социальные конфликты, выражающиеся в столкновении классов, наций, различных социальных общностей. Сюда относятся военные, этнические, экономические, политические, организационные, корпоративные, семейные конфликты:

1.    Внутренние — категория внутригрупповых конфликтов (группа людей). Например, конфликт между различными структурами внутри предприятия или внутрисемейные противоречия.

2.    Синергетические — категория одноуровневых межгрупповых конфликтов (группа – группа). Например, конфликт между двумя предприятиями, враждующие кланы, или война, когда разгорается конфликт между государствами.

3.    Иерархические — категория разноуровневых конфликтов, когда одна группа людей является подчиненной по иерархической лестнице другой группе, или входит в ее состав (система – надсистема). Например, забастовка – пример иерархического группового конфликта, когда группа людей, например, шахтеры, противостоит другой группе, которой они подчиняются, например, соответствующее Министерство.

Все эти виды конфликтов часто взаимосвязаны между собой и взаимно перетекают и проникают друг в друга.

Однако, когда у человека не разрешен какой-либо внутренний конфликт, он потенциально становиться источником всех других форм конфликтов. И наоборот, когда человек втянут в какой-либо групповой конфликт, это может послужить поводом для личностного конфликта. То есть, разрешение любого конфликта так или иначе связано с разрешением внутриличностного конфликта.

Поэтому предлагаю для начала ограничиться внутриличностными  конфликтами и разобраться с ними.

Когда мы научимся разрешению личностных конфликтов, тогда мы сможем перейти к разрешению межличностных, групповых и всех других форм конфликтов.

Итак, что такое личностный конфликт?

«Личностный конфликт представляет собой противостояние двух начал в душе человека, воспринимаемое и эмоционально переживаемое человеком как значимая для него психологическая проблема, требующая своего разрешения и вызывающая внутреннюю работу, направленную на его преодоление». (Гришина Н.В. «Психология конфликта»)

Конфликты этого вида в психологической литературе обозначаются так же, как внутриличностные,  внутренние, интрасубъектные, интраперсональные, или просто психологические.

Общее значение личностных  конфликтов в жизни человека определяется тем, что «в психологическом конфликте изменяются прежние и формируются новые отношения личности; изменяется самая структура личности» (Мерлин В.С.) Таким образом, разрешение личностных конфликтов связано с развитием личности. В каждом конфликте человек «вновь и вновь создает свою личность своими поступками»  (Мерлин В.С.)

Именно конфликты указывают, на что человеку нужно обратить внимание для своего развития.

«Очень трудно исправить привычную неправильную позу или движение, даже если мы ясно их осознаем. Нужно исправить и саму ошибку, и причину, из-за которой она появилась. Нужно быть очень настойчивым и обладать немалыми знаниями, чтобы двигаться в соответствии с тем, что мы знаем, а не в соответствии с привычкой.

Если человек привык стоять, выдвинув живот и таз дальше, чем нужно, и откинув голову назад, его спина сильно искривляется. Если же он выдвинет голову вперед и отставит таз назад, ему покажется, что голова слишком сильно ушла вперед, а таз — назад; эта поза будет казаться ему ненормальной. Поэтому он скоро вернется к привычной позе.

Следовательно, невозможно изменить привычку, опираясь только на ощущения. Нужно прикладывать некоторое количество умственных усилий до тех пор, пока исправленная поза не начнет казаться нормальной и не превратится в новую привычку. Привычку гораздо труднее изменить, чем кажется; каждый, кто пробовал это сделать, знает это на своем опыте». (Фельденкраиз М.  «Сознавание через движение: двенадцать практических уроков».)

Может, мы потому так не любим конфликты, что они, в конце концов, заставляют нас посмотреть на себя без прикрас, заставляют изменять себя, заставляют отказаться от привычек и стереотипов. Только после большой внутренней работы (от которой мы пытаемся уйти, как можем) мы приходим к гармонии во внутреннем  и в окружающем нас мире.

Поэтому, когда человек начинает  учиться видеть проявления конфликта в своей жизни, уже одно это способствует  его развитию. Хотя это не так просто, самое сложное в жизни человека – быть честным перед самим собой. А так хочется закрыть глаза и искренне верить (!), что мир таков, каким я его себе представляю. Парадокс, но в самый разгар конфликта многие просто-напросто отрицают его существование. Люди могут всю жизнь биться лбами о стену, но утверждать, что это нормально, они всегда так жили, и деды их так жили, и прадеды — и ничего.

Мы начинаем видеть конфликт только тогда, когда видим его разрушительные последствия,  и игнорировать проблему дальше просто невозможно.

Поэтому, в первую очередь нужно научиться  видеть конфликт до того, как он начинает действовать разрушающе, и во вторую —  признать его наличие.

С другой стороны, когда человек научится разрешать конфликт на одном уровне, сама схема разрешения конфликта остается той же. А значит, человек уже владеет методикой, и ему гораздо проще  научиться разрешать конфликты на всех остальных уровнях.

В соответствие с этим мы рассмотрим особенности проявления и способы разрешения личностных конфликтов, начиная с первого,  психофизического уровня:

Здесь важно для человека достижение полноты в пространстве жизни. Предмет конфликта — из сферы материальных интересов: выживание, потребление, комфорт (потребности организма, здоровье, питание, быт, материальные ценности…).

Это наиболее очевидные конфликты, которые проявляются в том, что человеку не хватает неких ресурсов (деньги, недвижимость, драгоценности, пространство…) , и он готов их пополнить за счет «ближнего» и не очень «ближнего». Если есть возможность нечто забрать у другого, почему бы не воспользоваться этим?

Если этот уровень не проработан, то здесь проявляется «закон джунглей», идет борьба за выживание и «побеждает» сильнейший. Противоположная сторона ничем от противника не отличается. Хотя у обеих сторон ощущение ущемления прав и несправедливости.

Примерами таких конфликтов могут послужить судебные заседания, где решаются вопросы наследства, владения, сделок, и т.д. А так же различного вида «разборки».

На этом уровне конфликт связан с инстинктом самосохранения, с возрастающими запросами комфорта, с желанием присвоить, отобрать, забрать. Превалирующим является инстинкт самосохранения, что проявляется в эгоцентризме и принципе накопительства.

Как правило, здесь обостренное чувство несправедливости, ведь всегда есть люди, которые живут лучше (а чем я хуже? Я тоже так хочу. Как мир не справедлив!).

Высшая ценность – это материальное благополучие, деньги, здоровье. Все это обязательно должно быть в жизни человека. Только это не должно быть самоцелью и подменять собой более высокие ценности.

В процессе конфликтов  человек должен научиться не только присваивать, но и  отдавать, по крайней мере, научиться делиться с другими, научится уважать не только свои интересы. Научиться видеть цель жизни  не только в накопительстве.

Ведь и здоровье, и быт напрямую связаны с тем, как человек видит цель и смысл жизни, хотя на первый взгляд это может быть не очевидно. От того, какие цели он ставит перед собой, и насколько эти цели соответствуют его развитию,  насколько они «экологичны», то есть, хотя бы не наносят вреда окружению. Конфликт  можно рассматривать как своего рода болезнь, как следствие искажений на разных уровнях проявления человека, а болезнь – это своего рода проявление неразрешенного конфликта на психофизическом уровне (проявление неразрешенного конфликта между «душой и личностью»).

«Согласно иерархическому принципу, заложенному в структуре человека, управление здоровьем должно начинаться с вершины пирамиды. Без понимания человеком высших аспектов Бытия (смысла своей жизни, ее целей, путей самореализации, согласия со своей совестью и т.д.) и решения проблем с этих позиций невозможно приближение к состоянию здоровья, так как  неосознаваемая неудовлетворенность своей жизнью всегда порождает психические эквиваленты (напряжение), а последние приводят к нездоровью сомы.» (Егорова И.М. «Здоровье и здоровый образ жизни»)

А потом, насколько оправданы мои желания и ожидания? Когда ребенок тянется к огню, а мы не даем ему обжечься – это тоже конфликт. Однако его можно разрешить, если доходчиво объяснить ребенку что этого делать нельзя или, что бывает чаще, отшлепав его  хорошенько, чтобы «впредь неповадно было». Как часто, того не осознавая, мы по жизни тянемся к «огню», не понимая, что «удары судьбы», препятствия на пути к нему могут защищать нас от еще большей боли. Мы не привыкли «выслушивать объяснения» и чаще признаем лишь крайнее средство: когда обожжемся сами.

Можно этого избежать, если грамотно ставить цели.

Поэтому, предлагаю на данном этапе основное внимание уделить целям и смыслу в жизни человека.

Ведь по сути, любой личностный (и не только) конфликт связан с постановкой и достижением цели: я чего-то хочу, к чему-то стремлюсь, но некие препятствия (кто-то или что-то) мешают мне достичь желаемого – примитивная  схема (в смысле простая) большинства (если не всех) конфликтов.

Харкевич Наталья