Перевозка каких-либо материальных объектов встречается в деятельности большинства предприятий. Порядок учета таких операций зависит от того, что мы везем, откуда и куда.
1. Если мы приобрели оборудование, которое собираемся учитывать как основные фонды, то в соответствии с п.8 ПСБУ №7 «Основные средства» расходы на доставку этого оборудования на предприятие увеличат его первоначальную стоимость, например:
Дт 15 Кт 631 20 000,00 – стоимость оборудования
Дт 644 Кт 631 4 000,00 — НДС на стоимость оборудования
Дт 15 Кт 685 1 000,00 – стоимость услуг по перевозке оборудования
Дт 644 Кт 685 200,00 – НДС на стоимость услуг
2. В том случае, когда мы приобретаем товары для перепродажи, сырье или материалы для производства, и в договоре с поставщиком в разделе «Условия доставки» указано «самовывоз», то расходы на перевозку должны быть включены в первоначальную стоимость запасов, как это определено п.9 ПСБУ №9 «Запасы», например:
Дт 281 (20, 22) Кт 631 10 000,00 – стоимость товаров (материалов, МБП)
Дт 644 Кт 631 2 000,00 — НДС на стоимость товаров
Дт 281 (20, 22) Кт 685 1 000,00 – стоимость услуг по транспортировке запасов
Дт 644 Кт 685 200,00 – НДС на стоимость услуг
3. Если мы продали товары, продукцию, оборудование и по условиям договора должны еще доставить все это нашему покупателю, то такие расходы в п.19 ПСБУ №16 «Расходы» определены как расходы на сбыт:
Дт 84 Кт 685 1 000,00 — стоимость услуг сторонней организации по перевозке
Дт644 Кт 685 200,00 — НДС на стоимость услуг
Дт 93 Кт 84 1 000,00 — формирование расходов на сбыт
4. Нередки случаи, когда готовая продукция или товары транспортируются в пределах одного предприятия со склада на склад, от одного филиала или подразделения к другому. Если это именно готовая продукция или товары, готовые к продаже, то такие расходы на перевозку также будут расходами на сбыт (п.19 ПСБУ №16).
5. Крупные производственные предприятия перевозят сырье, материалы, комплектующие и полуфабрикаты со складов в цеха, из одного цеха в другой, а готовую продукцию – из цеха на склад. Расходы на такое внутризаводское перемещение п.15.9 ПСБУ №16 относит к прочим расходам в составе расходов общепроизводственных:
Дт 84 Кт 685 1 500,00 — стоимость услуг сторонней организации по перевозке
Дт644 Кт 685 300,00 – НДС на стоимость услуг
Дт 91 Кт 84 1 500,00 — формирование общепроизводственных расходов
Конечно, предприятие может осуществлять доставку запасов своими силами, используя собственный или арендованный автотранспорт. При этом составляющими таких затрат будут стоимость топлива, зарплата водителей, амортизация собственных транспортных средств или арендная плата, прочие расходы. Расходы на сбыт и общепроизводственные расходы отразим в учете так:
Дт 80 Кт 203 2000,00 – стоимость топлива, израсходованного для доставки запасов
Дт 81 Кт 661 1500,00 – зарплата водителя
Дт 82 Кт 65 551,00 – начисления на ФОТ
Дт 83 Кт 13 1000,00 – амортизация собственного автомобиля
Дт 84 Кт 685 900,00 – арендная плата, если автомобиль арендованный
Дт 644 Кт 685 180,00 — НДС на сумму арендной платы
Дт 93 (91) Кт 80 (81-84) 5951,00 – формирование расходов на сбыт или общепроизводственных расходов
Некоторая сложность возникнет при учете транспортно-заготовительных расходов и транспортных расходов, связанных с приобретением основных средств, если вы применяете счета восьмого класса. Счета этого класса предназначены для того, чтобы собрать там все расходы предприятия на протяжении отчетного периода. В ПСБУ №3 «Отчет о финансовых результатах» (п.38) определено, что в элементы операционных расходов (расходов на производство, сбыт, управление и прочие операционные расходы) не включаются расходы, которые составляют себестоимость продукции (услуг) произведенных и потребленных самим предприятием. Поэтому, на мой взгляд, когда предприятие осуществляет доставку основных средств или запасов собственными силами, все составляющие этих расходов (стоимость топлива, зарплата водителей, амортизация собственных транспортных средств или арендная плата, прочие расходы) не следует «пропускать» через счета восьмого класса:
Дт 15 (20, 22) Кт 203 2000,00 — стоимость топлива, израсходованного для доставки запасов
Дт 15 (20, 22) Кт 661 1500,00 — зарплата водителя
Дт 15 (20, 22) Кт 65 551,00 — начисления на ФОТ
Дт 15 (20, 22) Кт 13 1000,00 — амортизация собственного автомобиля
Дт 15 (20, 22) Кт 685 900,00 — арендная плата, если автомобиль арендованный
Дт 644 Кт 685 180,00 — НДС на сумму арендной плат
ПСБУ №9 «Запасы» позволяет транспортно-заготовительные расходы не включать в себестоимость отдельного наименования запасов, а учитывать ТЗР на отдельном субсчете (субсчет учета запасов) и ежемесячно распределять сумму ТЗР между остатком запасов и выбывшими запасами.
* * *
Налоговый учет операций по транспортировке запасов в целом совпадает с учетом бухгалтерским. Т.е. если все, что мы перевезли, связано с нашей хозяйственной деятельностью, то расходы на сбыт и внутризаводское перемещение попадут в валовые расходы, транспортные расходы, связанные с доставкой нам основных средств, увеличат балансовую стоимость соответствующей группы ОС, а расходы на доставку к нам товаров и материалов увеличат балансовую стоимость запасов и попадут в перерасчет по п.5.9. Соответственно мы сможем воспользоваться и налоговым кредитом по НДС.
Когда речь идет о транспортных расходах, наверное, каждый бухгалтер вспомнит такой замечательный документ как товарно-транспортная накладная. Особенно, когда ее (ттн) нет, а транспортные расходы есть. По мнению сотрудников налоговой службы при отсутствии ттн отнесение соответствующих расходов в состав валовых является неправомерным. Спор вокруг ттн вызван тем, что действие Инструкции «О порядке изготовления, хранения и применения первичной транспортной документации для перевозки грузов автомобильным транспортом и учета транспортной работы» (приказ Минстата и Минтранса №228/253 от 07.08.1996г.) сначала было приостановлено Государственным комитетом по вопросам регуляторной политики и предпринимательства, а теперь этот приказ утратил силу. А действующий документ – Инструкция №488/346 «Об утверждении типовых форм первичного учета работы грузового автомобиля» (приказ Минстата и Минтранса от 29.12.1995г.) не зарегистрирован в Министерстве юстиции Украины, а значит, носит рекомендательный характер.
В ст.48 Закона Украины «Об автомобильном транспорте» указано, что документами, на основании которых осуществляются грузовые перевозки, является товарно – транспортная накладная или другой определенный законодательством документ на груз.
Моя рекомендация: требовать оформления товарно – транспортной накладной, но если, все-таки ттн нет, то в акте выполненных работ на транспортные услуги указывать вид транспорта, маршрут, по которому перевозился груз, количество километров, массу груза, и, конечно, стоимость услуг.
При наличии такого акта, а также договора на оказание транспортных услуг, налоговой накладной и документа об оплате Вы наверняка сможете отстоять валовые расходы (и налоговый кредит), по крайней мере, в суде:
В постановлении №34/281а от 17.02.2005г. Высшего хозяйственного суда Украины указано, что при наличии платежных поручений об оплате транспортных услуг, актов сдачи-приемки выполненных работ, которые подтверждают предоставление транспортных услуг, соответствующих налоговых накладных и договоров у предприятия есть все основания включить расходы на оплату транспортных услуг в состав валовых расходов даже при отсутствии товарно–транспортных накладных.
* * *
Документ по теме: Письмо Министерства финансов Украины №31-04200-30-10/3778 от 14.03.2005г. «Относительно расходов предприятия, связанных с транспортировкой запасов».
В этом письме указывается, что работы, связанные с транспортировкой запасов, включаются в состав транспортно-заготовительных расходов по производственной себестоимости вспомогательного производства.
Прокопенко Елена