WEBcommunity

Как внедрить финансовый учет и контроль в компании?

«Владеющий информацией владеет миром». Наличие качественного информационного поля для принятия управленческих решений – это требование даже не сегодняшнего, а позавчерашнего дня. Поскольку правило «трех П» — «палец, пол, потолок» — стало срабатывать все реже, а интуиция приходит на правах музы достаточно не часто и по какому-то только ей известному расписанию… вопрос: «Как управлять компанией в условиях внешней (рынок) и внутренней (отсутствие финансового учета) неопределенности?» — не теряет своей актуальности. В чем причина отсутствия финансового учета в известных, уважаемых, ведущих агрессивную рыночную политику компаниях? Попробуем разобраться.

Причина первая: «не до того пока». Управление в компании построено на принципах реагирования на ситуацию. Возникла ситуация – проговорили, решили, сделали. Все с утра до вечера «в текучке». Показатель работы – количество действий. Результативность – абстрактная величина, субъективно оцениваемая генеральным директором. Ввиду хронической загруженности сотрудников, любой, кто посмеет высказать крамольную мысль о необходимости реализации на предприятии серьезного проекта по финансовому учету и отчетности, получает «статус» «недозагруженного». Что решается очень оперативно.

Причина вторая: «пробовали, не помогло». На предприятии разработаны шаблоны отчетности. Финансовая служба ценой героических усилий ведет неравный бой со временем, пытаясь вручную, из разнородных баз свести отчеты, проверить их и в утвержденные сроки представить руководству. Сроки срываются, то и дело выявляются ошибки и нестыковки, дискредитируя тем самым как саму идею использования финансовых технологий и инструментов для принятия управленческих решений, так и людей, которые этим занимаются. Между финансовой службой и руководством растет глухая стена непонимания.

Причина третья и самая распространенная: «мы в процессе». Решение о внедрении на предприятии финансового учета, системы бюджетного управления, проектного управления, системы менеджмента качества … и прочая, прочая … принято давно. Существуют внутренние документы, подтверждающие наличие процесса, но прошло уже столько времени, что состояние нахождения «в процессе» кажется для большинства обычным нормальным явлением. Результата нет, и когда он появится — неизвестно.

Рискнем утверждать, что технология выхода из такого «информационного ступора» одна: принять решение, разработать и утвердить шаги по его осуществлению, сделать, получить результат. Предлагаем практическое пособие для тех, кто не мыслит будущее своей компании без эффективной системы финансового учета и отчетности. Тем же, кто находится в состоянии поиска ответа на вопрос: «А нужно ли?», можно не тратить свое время на продолжение чтения.

Итак, шаг первый. Формирование проектной команды. Уверяем, никто не разбирается в вашем бизнесе лучше Вас и Ваших сотрудников, поэтому, с какими бы умными и опытными консалтерами Вы не заключили договор, единая проектная команда – это мощный фактор снижения проектных рисков. При отсутствии проектной команды велик риск того, что все предложенное «извне» будет восприниматься как чужеродное и непонятное «нечто». В составе проектной команды обязательно должны быть сотрудники – потребители финансовой информации. Именно они смогут поставить задачу и определить критерии успешности проекта.

Шаг второй. Постановка задачи, определение критериев успешности проекта. Как показывает наш опыт, красота и правильность «постановки задачи» практически не влияют на результат проекта, а вот к определению критериев успешности проекта нужно отнестись со всей внимательностью. Задачи могут выглядеть как целевые установки, или даже «благие пожелания о светлом будущем», а критерии успешности – четко формализованный признак, который возможно отследить и невозможно по-разному истолковать. Например: задача – повышение оперативности получения информации; критерии успешности — таблица соответствия между перечнем разработанных финансовых показателей и сроками их получения в учетной системе.

Шаг третий и очень ответственный. Выбор консультантов. Этот шаг нельзя пропустить. Даже если у Вас есть горячее желание делать все силами своих сотрудников, очень полезно бывает провести внутренний тендер. На нем Вы рассмотрите варианты, предложенные внешними и внутренними консультантами, сравните по цене/срокам/гарантиям/компетентности.

Шаг четвертый. Обследование/диагностика. Проведение работ по диагностике обычно дает информационную картинку предприятия, отличную от существовавших представлений. Это будет вашей «точкой старта».

Шаг пятый. Разработка Устава проекта. Состав этого документа описывается в каждой литературе, освещающей вопросы проектного управления. При этом возникает ощущение некоего соревнования — «кто больше?». Отношение к Уставу проекта должно быть сугубо практичным: этапы, сроки, ресурсы (в т.ч. и людские); правила ведения проектных работ; правила приема-сдачи отдельных этапов и отдельно правила приема-сдачи раздела «закрытие проекта». Устав проекта должен стать документом вашего контроля. Поскольку это «план», необходимо, чтобы в удобном для сравнения виде существовал и «факт». Пожалуйста, занесите раздел контроля за ходом осуществления проекта в Устав.

Не рискнем в этой коротенькой статье представить Вашему вниманию подробный перечень этапов проекта. Тем более, что для разных компаний их состав будет различным, в зависимости от целей проекта, приоритетов, исходного состояния. Однако некоторые этапы будут обязательными для всех. Вот их и назовем:

Шаг шестой. Борьба со сложностями. Думаю, что ни для кого не будет открытием тот факт, что любой проект в процессе своего развития закономерно проходит несколько этапов зрелости:

Любые изменения, которые предпринимаются Вами, требуют, безусловно, значительных усилий. В наши планы отнюдь не входило убедить Вас в том, что «все будет хорошо». НО! При условии использования финансовых технологий и инструментов, шансы на «все будет хорошо» вырастают в разы. Конечно, инструменты сами по себе не работают, здесь важны еще и талантливые исполнители, т.е. руководители. Зато отсутствие системы финансового учета и контроля – тупиковый путь. К сожалению, примеров тому в реальном бизнесе достаточно. Искренне желаем Вам не стать объектом такой статистики.

Источник http://www.intalev.ua

Ковтун Оксана