WEBcommunity

Несправедливость

Здравствуйте, Любовь. Я сама детский психолог в детском саду. Много давала рекомендаций и «умных» советов любознательным родителям. Но когда появилась собственная малышка, то много возникает ситуаций, когда просто оказываешься в растерянности. В теории все относительно легко и понятно, со стороны тоже виднее — «старайтесь делать то и не делать этого» Но когда я сама включена в сложную ситуацию со своим ребенком, бывает, что я знаю, как по идее надо поступать, но также в силу может вступить и собственная эмоциональность и состояние на данный момент. А также появляются вопросы, о которых я даже не задумывалась раньше.

Вот например, в продолжение разговора взаимоотношений детей в детской песочнице.

Сейчас моей дочке 2,6 лет. И я столкнулась с такой несправедливостью: своему ребенку я объясняю что, во-первых нужно делиться своими игрушками с другими детьми, а во-вторых что, нельзя отбирать чужие игрушки, нужно попросить и т.п. Но тут же появляется какой-нибудь маленький агрессор, который отбирает у ее игрушки, и при этом его мама просто наблюдает и чего-то ждет. Что объяснить дочери в этот момент? Или велосипед: я призываю, чтобы она позволяла покататься другим малышам. Но когда она хочет покататься на чужом, то бывают сами взрослые «жадничают». Объясняю, что не разрешает тетя, или выдумываю, что он не работает и что-то в этом роде. Но как поймет ребенок? Похоже, что получается: «Свое давай, а чужое не трогай» — как-то не очень приятно.

И еще один вопрос. Очень предпочитает соску для сна. Мягко отучать не получается. Как-то сказала, что все, мол, убежала. Очень долго не могла уснуть, говорила: «Мама, искай сосу+ Ты нашла?» Уснула. Но в следующий раз не стала пытать ребенка. Ведь потребность в сосании не спроста. Думаю, то ли давать соску столько, сколько ей требуется. То ли уже в этом возрасте можно принимать активные меры по избавлению от соски. Тем более, что пошла в детский сад и часто перед сном просит у воспитателей соску. А может, я паникую, и просто нужно подождать?… Спасибо большое за внимание к письму. Ирина.

Ответ

Ирина, добрый день. Мы, психологи, действительно народ тревожный, тревожимся из-за всяких, казалось бы, пустяков. Но это только на первый взгляд. Это не пустяки. У вас, скорее всего, проблема не в использовании воспитательных приемов, а философская. Вы учите ребенка добру, справедливости, щедрости, +., т.е. добродетелям. Но сам собой возникает вопрос: «А кому это нужно?». В нашем капиталистическом обществе, где ценятся такие качества, как агрессивность (т.е. энергичность, стремление достичь цели, может быть и эгоистической), увертливость (иногда и обман хорош), эгоцентризм (все мое должно работать только на меня) и т.д. это нужно только для самого человека, для его души, его жизни, философии. Вы читали «Идиота» Достоевского? В этом сюжете очень живо показано, кто такой человек с «чистой душой» и как ему живется среди нас, «не идиотов».

Воспитывайте своего ребенка, как велит вам Сердце, но не отрывайте его от реальности. А что касается соски, то здесь, действительно, не стоит паниковать. Просто соска приносит ей успокоение, поэтому с ней она быстрее засыпает. Попробуйте найти что-нибудь другое, что будет ее успокаивать: либо какую-нибудь игрушку, либо прочтение сказки, либо поглаживание по спине (главное, помните, что к этому она также привыкнет, сможете ли вы ее укладывать и поглаживать каждый раз?).

Всего вам самого доброго.

Любовь Казакова.